• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



17.01.2025

Концерт-посвящение Ирине Архиповой в Зале Зарядье

Начавшиеся точно в день рождения Ирины Константиновны Архиповой торжества в год столетия выдающейся певицы, прошедшие в Мариинском театре и Московской консерватории 2 января, были продолжены впечатляющим гала-концертом в Зале Зарядье. Организатором вечера выступил Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства Елены Образцовой в партнерстве с Международным Союзом Музыкальных Деятелей и Молодежной программой Большого театра России. Проект реализован при поддержке Гранта Мэра Москвы.

«Создавая свой фонд, Елена Васильевна Образцова, кроме главной задачи поиска и продвижения талантливой молодежи, ­­ считала очень важным сохранение великих имен музыкальной культуры, чтобы они не были преданы забвению», сказала, открывая вечер, генеральный директор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко. Эти две благородные цели логично и определили содержание впечатляющего оперного гала, программа которого включила более двадцати фрагментов из опер – арий, сцен, дуэтов и увертюр. Напоминанием о выдающемся творческом пути великой певицы и ее масштабной деятельности по поддержке и продвижению молодых артистов послужили не только содержательные и эмоциональные вступительные слова первого заместителя Председателя Правления Международного союза музыкальных деятелей Дианы Берлин и художественного руководителя Молодежной оперной программы Большого театра России Дмитрия Вдовина, но и интересное слайд-шоу, материал для которого был предоставлен внуком Ирины Архиповой, солистом Оперного театра Московской консерватории Андреем Архиповым.

В посвящении Архиповой организаторы задействовали именно молодых певцов. Это были прежде всего участники Молодежной программы Большого театра, как уже «оперившиеся», получившие определенный опыт, так и те, кто делает сегодня успешные, но все же самые первые шаги на сцене. Почти все они – лауреаты Конкурса оперных певцов Елены Образцовой, а также конкурса вокалистов имени Глинки, драгоценного наследия созидательной деятельности Ирины Архиповой, возрожденного современной оперной звездой Альбиной Шагимуратовой.  Здесь уместно вспомнить, насколько Ирина Архипова и Елена Образцова уделяли внимание именно определению потенциала молодого исполнителя и предоставления ему возможности проявить себя. Программа концерта такие возможности щедро предоставила, и особенно важно отметить, что организаторы не пошли по пути включения в концерт только ярких и популярных у слушателей оперных «хитов». Прозвучали и такие «раритеты», как, например, речитатив и романс Матильды из оперы Россини «Вильгельм Телль» (сопрано Рамиля Баймухаметова) и дуэт Сюзель и Фрица из оперы Масканьи «Друг Фриц» (Рамиля Баймухаметова и тенор Тихон Горячев), каватина и кабалетта Ромео из оперы  Беллини «Капулетти и Монтекки» (меццо-сопрано Полина Шароварова).  Да и сцена Шарлотты с письмами из «Вертера» Массне (меццо-сопрано Анна Юркус), ария Ратмира из «Руслана и Людмилы» Глинки (меццо-сопрано Медея Чикашвили), другая ария Ромео, уже для тенора, из оперы Гуно (Илья Легатов) тоже в гала-программах исполняются достаточно редко. Остальной репертуар был аудитории хорошо знаком, и тем интереснее было, как справляются с ним молодые исполнители.

Настоящим открытием стала в таких известных ариях, как каватина Людмилы из «Руслана и Людмилы» Глинки и ария Джильды из «Риголетто» Верди Чжан Мэнвэнь, показавшая не только блестящую колоратурную технику и красивую кантилену, но и отличное владение русским языком, слово было донесено ей практически безупречно, что не всегда случалось у ее русскоязычных коллег. Меццо-сопрано Ольга Глебова исполнила сцену гадания Марфы из «Хованщины и арию Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса, Тихон Горячев показал в русском репертуаре каватину Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина, бас Константин Федотов предстал Кутузовым из «Войны и мира» Прокофьева и Лепорелло из моцартовского «Дон Жуана», легко перейдя в звучании от величественного эпоса к искрометной буффонаде. Баритон Чингис Баиров в сцене смерти Родриго из оперы Верди «Дон Карлос» исключительно вокальными средствами создал яркий театральный образ, затем в дуэте с Ильей Легатовым выступив в финале концерта. Игорь Онищенко в «золотых» теноровых хитах – арии Германа из «Пиковой дамы» Чайковского и ариозо Канио из «Паяцев» Леонкавалло , - ожидаемо получил особые овации зала, харизма его голоса несомненна и экспрессия подачи способна захватить, однако, хотелось бы пожелать ему большего внимания к нюансам и содержательности звучания (особенно в Германе).

Выступления певцов проходили в сопровождении Ярославского академического Губернаторского симфонического оркестра, который был специально приглашен для участия в концерте. Это тоже очень важный и знаковый момент – и Ирина Архипова, и Елена Образцова всегда уделяли большое внимание региональным музыкальным коллективам, привлекая их к своим проектам и знакомя столичную аудиторию с их творчеством. Оркестр из Ярославля впервые посетил Москву после десятилетнего перерыва и успешно дебютировал в зале Зарядье. Коллектив выступал под управлением главного дирижера Василия Валитова и продемонстрировал замечательный баланс с певцами, «общее дыхание», истинный ансамбль, что особенно важно, когда выступают молодые исполнители. В открывающем концерт вступлении к опере Мусоргского «Хованщина», знаменитом «Рассвете на Москве-реке» оркестр порадовал проникновенной нюансировкой и продуманными динамическими оттенками, что сделало звучание этой картины по-настоящему образным. 

Как уже говорилось выше, все исполнители молоды, а некоторые – очень молоды. Конечно, не все и не у всех могло получиться так, как хотелось бы им и их педагогам. Но главный результат состоявшегося торжества в честь и в память величайшей отечественной певицы очевиден – мы убедились, что новейшее поколение вокалистов обладает необходимым потенциалом, чтобы занять в ближайшем будущем знаковые места в современной оперной иерархии. Пожелаем им дальнейших успехов!

Анна АЛЕКСАНДРОВА
на фото:

1. Участники концерта
2. Наталья Игнатенко, Диана Берлин,
Дмитрий Вдовин

3. Чжан Мэнвэнь
4. Рамиля Баймухаметова и Тихон Горячев.
Дирижер Василий Валитов.

Фото Елены Смирновой предоставлены
пресс-службой Фонда Елены Образцовой.

 

17.01.2025



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей