• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



11.06.2024

Лавровый венок юбиляру

30 мая 2024 года знаменитому композитору и дирижёру Сергею Екимову исполнилось 50 лет. Разделить с юбиляром радость круглой даты любители музыки смогли 2 июня на масштабном хоровом концерте в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.

Тебе поем, Тебе благословим

Хор всемогущ: его слаженному организму подвластно исполнение музыки любой сложности, самых непохожих жанров. В двух отделениях праздничного концерта-чествования предстала вся палитра умений хора. В программе были задействованы пять коллективов: хор Санкт-Петербургской консерватории, концертный хор Санкт-Петербургского института культуры, концертный хор «Перезвоны» Санкт-Петербургской детской школы искусств имени М. И. Глинки, камерный хор «Нижний Новгород», мужской хор Карельской филармонии. В рамках первого отделения хоры пели вариантными сводными составами. Первая часть программы объединила два духовных сочинения — Te Deum для хора и органа и «О Пасха велия» (на текст из Пасхального канона»), а также Концерт для хора на стихи Григора Нарекацы — пусть и не каноничное произведение, но по смыслу и посылу близкое сфере духовной музыки. Всеми тремя сочинениями дирижировал автор.

Два музыкальных молитвенных слова — Te Deum — невольно звучат в памяти светлыми трубными гласами сочинений Шарпантье и Люлли, юбиляциями органа в гимне Гайдна, возвещающими литаврами мотета Дворжака… Каждый упомянутый композитор, работая с текстом древнего гимна, стремился воплотить чувство первозданной, ничем не запятнанной радости. В основной теме Te Deum Сергея Екимова тоже кипела радость — активная, синкопированная, даже свингованная. Но помимо легко читаемой радости, в этом сочинении сквозило и нечто иное, не столь очевидно постижимое. Орган (солистка — Ольга Бестужева) был сумрачен и суров, долго длящиеся вертикали воспринимались как нерушимые догматы, утверждения без права на опровержение, будто сама длань Господня простёрлась над филармонической публикой, не только дарующая милосердие, но и способная жестоко покарать. Пожалуй, неслучайно в медленные фрагменты автор включил несколько драматичных, интонационно трудных soli.

Te Deum Екимова в контрастном чередовании разнотемповых фрагментов близок старинным мотетам с их внутренней многочастностью. Рефрен в этом сочинении скорее не тематический, а ритмический — это заставляет вспомнить об изоритмической технике; параллельные звучности рождают ассоциации с органумами. В процессе слушания любопытно наблюдать, как хор будто сам перевоплощается в орган, становясь одним из его регистров. Голоса хористов образовывали сложные, континуальные, богатые обертонами вертикали, особенно в конце сочинения, и думалось, что на сцене вовсе не один, а два грандиозных инструмента.

«О Пасха велия» — хвала Христову Воскресению. В этой музыке отчётливо слышно, как трепетно относится композитор к жанру русского хорового духовного концерта и как любовно продолжает он традицию Бортнянского, Архангельского, Чеснокова — но по-своему. Тональную ясность «Пасхи» (в основе — Ля мажор и Ре мажор) украшали современно звучащие прозрачные кластерные комплексы; в кодовом разделе Екимов использовал простой и действенный приём: текуче лилась в хоровых партиях восходящая гамма — символ вознесения. Благодаря чистым детским голосам «Перезвонов» в музыке «Пасхи» сквозила звонкая весеннесть.

Концерт для хора на стихи Григора Нарекаци, посвящённый Альфреду Шнитке, стал драматической кульминацией первого отделения. Сергей Екимов рассказывал, что идея этого сочинения родилась в 2016 году, когда он летел из Еревана в Петербург и читал подаренную после концерта в зале Комитаса «Книгу скорбных песнопений» Нарекаци. Стихи были прочитаны на одном дыхании, а музыка вызревала три года.

Четыре части Концерта существуют в едином темповом поле замедленного траурного шага. Ладово цикл тоже целен: на протяжении всего сочинения главенствует сгущённый, покаянный минор (до, ми-бемоль, до-диез, ре). В четвёртой части слушательское внимание было захвачено большим соло меццо-сопрано. София Схиртладзе мастерски справилась с непредсказуемой ритмикой, надломами широких скачков, трагической декламацией. Женский голос выразил трепет мятущейся души перед неизбежностью смерти.

Лишь в финале Концерта, когда хор слился с партией колоколов (солист — Андрей Иванов), случилось высокое просветление, наступил долгожданный катарсис.

Искренний разговор со слушателем

Если в первом отделении хор звучал как монументальная коллективная личность, то второе отделение получилось намного более камерным. Три коллектива-участника продемонстрировали собственную индивидуальность.

Мужской хор Карельской филармонии под руководством Алексея Умнова исполнил посвящённый коллективу пятичастный концерт «Пётр I глазами русских поэтов XVIII–XX столетий», посвящённый этому коллективу. В поэтических высказываниях Александра Сумарокова, Арсения Тарковского, Владимира Набокова, Алексея Апухтина, Петра Вяземского первый император Всероссийский предстаёт великой, но неоднозначной личностью. Под стать этой противоречивости, разноплановыми оказались и части хорового цикла: лирическая прелюдия (I), историческая песня (II), токката молотков и топоров (III), поздравительный куплет (IV), виватный кант (V). Мужские голоса в этом сочинении не только воплощают маскулинную силу Петровой личности, но и отсылают к традиции давно минувших дней, когда женщины в хорах не пели.

В центре второго отделения печально помавал крылами Parvus albus cygnus moriens («Маленький белый умирающий лебедь») для хора, виолончели и органа. Композитор, вдохновлённый эпохой барокко, написал вариации на basso ostinato, маленькую пассакалью на простейшую тему — восходящую гамму натурального ре минора, «обратный» вариант привычных, нисходящих, остинатных басов. Обречённо вздыхали lamenti виолончели (солист — Алексей Васильев) в органно-хоровых волнах, будто тихие стоны последней песни, совобождённые, взлетали в небо со взмахами слабых птичьих крыльев, рождая хрупкую красоту и сострадание. Детские голоса артистов хора «Перезвоны» (дирижёр — Лариса Яруцкая), дублируя органные вертикали, звучали верхними обертонами, нежными флажолетами. В завершающих пьесу тактах всё замерло. Потухли, как звёзды в небесной выси, флажолеты, истаял последний вздох виолончели, швеллер превратил органный аккорд в еле уловимый шелест.

Первой исполнительницей партии органа в «Лебеде» Сергея Екимова стала в 2018 году Евгения Кривицкая. Именно она была за органом на юбилейном вечере композитора, она — и адресат посвящения.

С тех пор как Сергеем Екимовым был написан концерт для чтеца и смешанного хора «Последнее посвящение» на стихи Анны Ахматовой, все его исполнения проходят с участием народной артистки России Светланы Крючковой. С автором актрису связывает тёплая профессиональная дружба. Артистка нашла для ахматовских текстов удивительную интонацию — чуть усталую, иногда безысходную, проникнутую жизненной мудростью. Ахматовские строки буквально зачаровали публику: в зале стояла благоговейная тишина. Камерный хор «Нижний Новгород» (дирижёр — Иван Стольников), казалось, создан для интерпретации ахматовских строф. Столь чуткое, проникновенное исполнение услышишь редко. Все оттенки эмоций, душевных порывов покорились хору, каждая партия прослушивалась, не нарушая общей ткани, кристально чисто, никого не перекрывая, полётно звучали сопрано. Артикуляция была образцовой — в любой динамике, но тончайшее пиано абсолютно покоряло.

Известный на весь мир хоровой дирижёр Владимир Минин говорил, что задача хорового искусства — искренний разговор со слушателем. Через ахматовский цикл Сергея Екимова такой разговор — случился.

Венок поздравлений

Программа концерта-чествования завершилась пьесой «Многая лета», написанной в 2013 году и обращённой ко всем, кто пришёл поздравить, поддержать и послушать. Дирижировали этой пьесой, сменяя друг друга в каждой строфе, три маэстро: Лариса Яруцкая, Алексей Умнов, Иван Стольников. Светлое пожелание стало подарком именинника друзьям.

Поздравить композитора пришли заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Станислав Молдованов (он зачитал и поздравление губернатора), заслуженная артистка России Анастасия Мельникова, председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии Илия Макаров, ректор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный артист России Алексей Васильев, народная артистка России Светлана Крючкова... Говорилось множество тёплых слов, сердечных, лишённых официоза. Было много подарков и цветов, а словесные поздравления сплелись в метафорический лавровый венок юбиляру. —

Душистых листьев венку добавили десятиминутные финальные аплодисменты.

Елена НАЛИВАЕВА
Фотографии предоставлены пресс-службой проекта
Фотограф Леонид Торопов

11.06.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей