Новости


Подписаться на новости



LIVEMOMENTS без правил

Цикл вечеров «Игра без правил» – возможность музыкантов и слушателей  найти гармонию между традицией классических камерных концертов и актуальным: импровизацией и живым общением публики с музыкантами. А также услышать музыку, исполнение которой можно назвать модным словом «артхаус», но которое при этом не покидает границы классической системы.

Большее впечатление на нас производит тот артист, –  поясняет автор идеи цикла Михаил Хохлов, – который играет знакомое произведение со своим особым отношением и находит в нем то, что раньше в этом произведении никто не слышал. Таких артистов мы готовы носить на руках, аплодируем им с гораздо большим энтузиазмом, они нам нравятся. Но они не всегда получают первые премии на конкурсах, потому что играют «не по правилам».

Позволить себе играть «без правил» могут только мастера, которые досконально знают законы музыки и виртуозно владеют своим инструментом. Именно таких исполнителей директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов приглашает выступать в своем музыкально-просветительском проекте уже второй сезон.

9 февраля в «ДОМе на Знаменке» состоялся очередной концерт под названием LIVEMOMENTS («Живые моменты» или «Моменты жизни» – прим. авт.). И живое ворвалось в зал сразу – в дуэте-импровизации всемирно известного выпускника Гнесинки, заслуженного артиста России, виолончелиста Бориса Андрианова и кларнетиста, джазового музыканта международного уровня Антона Дресслера. В их музыкальном диалоге неспешно сплетались звуки виолончельной Сюиты №3 И.С.Баха и импровизации для кларнета и live electronics. Настолько разные – математически стройная музыка Баха и волшебные, переливающиеся созвучия, рождаемые в импровизациях Антона Дресслера, – в какой-то момент они зазвучали в унисон. В финале партии музыкантов сошлись в каноне: возникла магия, похожая на ту, когда дух спускается в физическое тело, чтобы подарить ему возможность творить и проявлять чувства, – настоящая магия музыки.

Едва отшумели аплодисменты, как к дуэту присоединился ансамбль солистов (Родион Петров, скрипка; Федор Белугин, альт; Марфа Горыня, ударные; Александр Забабуркин, виолончель и Марат Мансырев, синтезатор) – для исполнения фантазии «Spasimo». Принадлежащая авторству современного итальянского композитора, виолончелиста-виртуоза Джованни Соллима, шестичастная фантазия «Spasimo» повествует о разных эпизодах из жизни собора Санта Мария делло Спазимо в Палермо, строительство которого, несмотря на многовековую историю, до сих пор не окончено.

Так, в музыкальное повествование вплелась удивительная история о чуде: картину Рафаэля, которая должна была украшать стены собора, перевозили на корабле. Судно попало в шторм, и после его крушения волны вынесли картину на песчаный берег моря невредимой. В фантазию «Spasimo» вошли и музыкально-«визуальные» эпизоды строительства собора, обороны города Палермо, эпидемии чумы и праздника на городской площади. Эти звуковые картины легко возникали в воображении словно фильм. Яркие краски жизни смело набрасывались на огромный холст истории с азартом молодого художника. Им так важно было слиться в карнавал цветов, но не смазаться в единый грязный тон, побуйствовать, наслаиваясь друг на друга, и застыть в живописном образе на многие века, чтобы навсегда сохранить память о событиях и эмоциях, которые кто-то прожил однажды. Только так, используя метафоры разных видов искусств, можно описать эту музыку.

Когда смычки и отголоски итальянской речи, ставшей частью партитуры «Spasimo», зависли в воздухе, в зале зажегся свет. Он прогнал в ускользающую темноту фантазии итальянского средневековья, а взгляды музыкантов и публики встретились, чтобы начать беседу. Свободное общение с исполнителями – важная часть проекта «Игра без правил», невозможная в классических концертах, где каждый остается со своими впечатлениями наедине. А здесь гостей пригласили не только поделиться эмоциями от музыки с теми, кто ее исполнял, но и задать мастерам любой вопрос.

И в первую очередь зрители спросили музыкантов про формулу успеха. Борис Андрианов заявил, что «успешным» в общем понимании этого слова он себя не считает и поделился своим отношением к этому понятию:

– Именно отношение к делу определяет успех, а не количество концертов или гонорар. Мой прекраснейший педагог в Школе имени Гнесиных, Вера Михайловна Бирина, научила меня любить музыку. Если ты радостный и счастливый от того, чем занимаешься, ты – успешный. По-моему, для этого самое важное – полюбить свое дело.

А еще Борис поделился своим видением миссии как музыканта:

– Мы стараемся делать нашу жизнь немножко лучше. Можно для этого ходить с транспарантами и кричать «ура!», а можно сделать что-то хорошее. Не для государства или страны, а для людей, в обществе которых ты живешь. Наша страна очень большая, и очень хочется показать людям в каждом удаленном ее уголке красоту музыки, потому что они могут ее и не знать. И большой красивый рояль в советском ДК, и столичные музыканты, которые постоянно оттачивают свое мастерство на мировых сценах, – для этих людей как открытие нового мира, восторженное изумление «что это было?!». Именно этим ощущением хочется делиться – открывать другую прекрасную реальность.

На вопрос, что его вдохновляет, знаменитый виолончелист ответил, что далеко не только музыка:

– Вот мы, например, с друзьями-музыкантами недавно ходили в поход в Фанские горы в Таджикистане и прекрасно провели время. Я вернулся такой заряженный, что еще два месяца потом порхал… так что всем рекомендую ходить в походы. И дружить с прекрасными людьми. А еще мы иногда играем в FIFA на Playstation, потому что надо же и отдыхать от музыки.

Зрители узнавали интересное о прозвучавших произведениях, о строении необычного музыкального инструмента «море», который поразил всех при исполнении «Spasimo», а в финале задали вопрос Антону Дресслеру об импровизации: планируется ли она заранее или льется из души. Музыкант ответил, что чем больше исполнители «на волне», тем легче и ярче рождается образ музыки на сцене. Даже если это произведение уже было когда-то сыграно в таком формате, структура остается, но музыка неповторима и следует за настроением. На вопрос о том, что он больше любит – импровизировать на темы из классики или джаза, Антон Дресслер ответил, раскрыв главную тенденцию современной музыки:

– Мне нравится, когда происходит смешение. Но не такой кроссовер, когда Моцарт играется с ударной установкой, а что-то другое, интуитивное… Сейчас наступает эпоха смешения – наук, музыки, всего… и очень важно поймать эту волну.

Именно эту волну ловит проект «Игра без правил». И продолжится он 17 марта концертом LUSTRUM. В нем примут участие Аркадий Шилкопер (валторна, флюгельгорн, альпийский рог) и Вадим Неселовский (фортепиано, мелодика), которые исполнят свои авторские композиции, настолько эксклюзивные, насколько свидетельствует популярность этих музыкантов в Америке и Европе, где они проводят в гастролях большую часть своего времени.

 Текс и фото Майи Диновой


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей