• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



18.12.2023

Любовь и честь превыше всего

Оперы Камиля Сен-Санса и Винченцо Беллини прозвучали на сценах Мариинского театра

Самсон и Далила
фото Наташи Разиной
© Мариинский театр

Афишу событий на Новой сцене Мариинского театра украсила одна из заметных премьер прошлых сезонов опера Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила». Режиссёрское воплощение спектакля осуществил Яннис Коккос (Греция-Франция), художник по свету – Михаэль Бауэр (Германия). Музыкальный руководитель и дирижёр – Валерий Гергиев. Это уже третья французская постановка в Мариинском театре Янниса Коккоса. В своей версии «Самсона и Далилы» режиссер постарался сделать максимально ясной оппозицию двух обществ, и религиозную в том числе:

«Эта история помещена мной стилистически и эстетически вне времени. С одной стороны – иудеи восставшие. Сильные, суровые характеры. С другой стороны – филистимляне, жестокие, любящие чрезмерную роскошь, политеистичные. Их главные ценности – богатство и военные победы. Библейский контекст, конечно, тоже присутствует в некоторых элементах постановки, но он не ключевой».

«Самсон и Далила», библейский сюжет которого привёл в своё время ужас любителей оперы ещё до того, как они услышали хотя бы одну ноту, быть может, никогда бы не увидел света, если бы Лист не взял на себя инициативу исполнения оперы в Веймаре на сцене городского театра.

Музыка «Самсона и Далилы» подобна мелодичному распустившемуся цветку. Пение разливается в ней широкой волной. Каждая музыкальная фраза большого дыхания, друг с другом связанная, свободно разворачивается, создавая изящный рисунок широких линий, замечательно оформленный и вызывающий в памяти образцы античного искусства. Музыка Сен-Санса очень пластична. И этот признак особенно ощутим как в хоровых эпизодах оперы, так и в отдельных ариях. Жалобы пленённого Самсона обладают той же пластичностью, выражающей его душевные страдания. Благодарственный гимн еврейских старцев, столь отличный от победной песни, проникнут религиозной торжественностью, замечательно соответствующей библейскому сюжету. Гармоничное пение служанок Далилы создало истинную атмосферу обольщения Самсона.

Самсон и Далила
фото Наташи Разиной
© Мариинский театр

В главных партиях спектакля Мариинского театра были заняты ведущие и приглашённые солисты Мариинского театра: Иван Гынгазов (Самсон), Евгений Никитин (Верховный жрец Дагона), Олег Сычёв (Абимелех, сатрап Газы), Станислав Трофимов (Старый иудей).

В партии жрицы Далилы дебютировала обладательница Гран-при и лауреат I премии XVII Международного конкурса им. Чайковского Зинаида Царенко (меццо-сопрано). Певица мастерски воплотила на сцене образ искусительной обольстительницы, достигла в этой партии искреннего уровня понимания внутреннего мира своей героини, способностью проникнуть в глубины женской души. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева звучал экстатично и наполненно, радуя переливом звучаний и эмоциональным настроем.

***

Самсон и Далила
фото Наташи Разиной
© Мариинский театр

Прощание с осенью маэстро Валерий Гергиев и солисты оперной труппы Мариинского театра решили провести в стихиях итальянского бельканто.

В концертном зале Мариинского театра прозвучала поздняя опера Винченцо Беллини «Пуритане». Историю о непростом выборе между любовью и долгом чести, о последовавших затем смертельной опасности, безумии и милосердии разыграли ведущие солисты оперной труппы театра: Альбина Шагимуратова (Эльвира), Магеррам Гусейнов (Сэр Джордж Уолтон), Борис Степанов (Лорд Артур Тальбот), Владислав Сулимский (Сэр Ричард Форт), Олег Балашов (Сэр Бруно Робертон), Зинаида Царенко (Королева Генриетта, вдова Карла I).

Опера создана по мотивам пьесы «Круглоголовые и рыцари» Франсуа Ансело и Жозефа-Ксавье Бонифаса (известного под именем Сентин).

Премьера «Пуритан» состоялась в январе 1835 года в Итальянской опере в Париже. Винченцо Беллини писал оперу специально для четырех певцов: сопрано Джулии Гризи, тенора Джованни Рубини, баритона Антонио Тамбурини и баса Луиджи Лаблаша. Успехом своего одиннадцатого произведения композитору насладиться при жизни было так и не суждено — в том же году он покинул земной мир.

Солистов же ждал триумф, и после смерти Беллини «пуританский квартет» еще несколько лет гастролировал по главным оперным столицам Европы.

Самсон и Далила
фото Наташи Разиной
© Мариинский театр

«Пуритане» считаются одной из самых сложных опер за всю историю жанра – каждая ария уникальна и по-своему трудна. Однако для труппы Мариинского театра особых преград не существует, и нынешний состав исполнителей партий был подобран на славу!

Лучезарные колоратуры Альбины Шагимуратовой в партии страдалицы Эльвиры, дочери Уолтера Уолтона переливались всеми цветами радуги. Певица была необычайно органична и мила на сцене. Особой похвалы заслужили Владислав Сулимский и Магеррам Гусейнов, достойно справившиеся со сложнейшими вокальными партиями и убедительной актёрской игрой. Зинаида Царенко в роли Королевы Генриетты была аристократична и горделива, а Яков Стрижак, предводитель пуритан Лорд Уолтер Уолтон, степенен и расчетлив.

В опере отчаянно смешались любовь, политика и религия на фоне исторических событий гражданской войны между республиканцами-протестантами и роялистами-католиками в Англии в середине XVII века. Счастье главных героев оперы Эльвиры и Артура иллюзорно, каждому из них приходится преодолеть массу трудностей: измену, побег, безумие, арест, смертный приговор и, наконец, обрести помилование.

Беллини в своей музыкальной драме призывал слушателей "плакать, ужасаться и умирать". Именно так он объяснял смысл оперного пения либреттисту, графу Карло Пеполи.

Монументальные хоровые сцены и яркий оркестровый колорит «Пуритан» приближают этот шедевр итальянского бельканто к французской большой опере. Немалая заслуга принадлежит маэстро Валерию Гергиеву, вдохновившего своей экспрессией и увлеченностью музыкальным материалом оперы солистов, хор и оркестр Мариинского театра.

Как знать, но хотелось бы в недалёком будущем услышать «Пуритан» в новом сценическом воплощении, вопрос остаётся только за выбором режиссёрской команды спектакля.

Виктор Александров, Санкт-Петербург

Фотографии предоставлены
пресс-службой Мариинского театра,

автор фото – Наташа Разина

18.12.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей