Новости


Подписаться на новости



18.11.2019

«Musica Viva»: концерт на собственный вкус

Для поклонников Московского камерного оркестра «Musica Viva» кульминация осенней концертной жизни всегда однозначна – «Виолончельные ассамблеи» из фирменного абонемента «Серебряная классика» в Доме музыки давно стали сродни особому ритуалу и ежегодно проходят с неизменным аншлагом.   

Концепцию «Серебряной классики» художественный руководитель  «Musica Viva»  Александр Рудин со своими друзьями-коллегами создал в 2011 году. Главная идея одна – исполнение редкой для российской репертуарной реальности музыки. А реальность наша такова, что в любом из периодов музыкальной истории есть целые пласты сочинений, которые все же остаются за бортом «золотого фонда». Сейчас восстановление справедливости стало тенденцией, на исполнении не самой популярной музыки многие строят свои карьеры – но когда-то именно оркестр «Musica Viva» одним из первых начинал эту традицию, а сейчас на высоком уровне успешно её продолжает.

За последние годы «Серебряной классики» было так много: например, когда-то звучали редкие симфонии Моцарта и сочинения Хертеля, музыка Хиндемита. Неизменно на «Виолончельные ассамблеи» приезжают ведущие музыканты современности – буквально два года назад Москва аплодировала превосходному виолончелисту Ваграму Сараджану, недавно ушедшему из жизни, но навсегда оставшемуся в нашей памяти во многом благодаря тому концерту с оркестром «Musica Viva». Хорошо помнится, как Ваграм играл «Арию» Бабаджаняна, ему посвященную: чувственно, пронзительно, глубоко.

 Новый концерт «Виолончельных ассамблей» оказался совершенно не похожим на предыдущие: и по форме, и по содержанию. Перед началом вечера Александр Рудин предупредил, что концерт составлен из разной музыки, выбранной на собственный вкус музыкантов. А вкус – дело тонкое, и по известному выражению, в деле этом «нет товарищей». Но стародавняя мифологема на концерте «Musica Viva» рушится у основания: слушатели пришли в зал только потому, что доверяют вкусу музыкантов.

Достаточно любопытное место Александр Рудин и его коллектив отвели современной музыке. «Фолия» Александра Маноцкова, например, прозвучала в начале вечера, и перед слушателями открылись новые ракурсы испанского танца: игра с ритмом, темпом, даже с тональностью. Такое своеобразное «необарокко» отлично задало непредсказуемый тон драматургии вечера.

Одним из основных гостей «Виолончельных ассамблей» стал виолончелист и композитор Леонид Горохов – он живет в Германии, но хорошо известен русской публике. В концерте представили два сочинения музыканта: «Фантазия для виолончели, струнных и глокеншпиля» и Квартет для альта, двух виолончелей и контрабаса. Нельзя сказать, что эта музыка легко воспринимается с первого раза: сущность её такова, что хотя впечатление и формируется, все же для насыщения подробностями необходимо обратиться к ней вновь. Возможно, удастся найти нечто большее, чем красота сочетания тембров и философия меланхолии.

Вторая часть программы, составленная из музыки прошлого, удивляла слушателей больше и сильнее, чем сочинения современного блока. Александр Рудин и Эмин Мартиросян сыграли «Дуэт для 2-х виолончелей» Ромберга – современника Бетховена, судя по его музыке, обладающего большим энтузиазмом к различным средствам бесконечной разработки музыкального материала. Другое дело, что настоящие музыканты способны даже не из самой интересной музыки сделать шедевр.

Особым подарком для всех стало участие в концертной программе кларнетиста из Словении Дарко Брлека – помимо виртуозного владения инструментом, он утверждает свою индивидуальность высокой исполнительской культурой, выраженной в невероятно детальных и продуманных интерпретациях. Вместе с Александром Рудиным и оркестром «Musica Viva» Дарко Брлек блестяще исполнил Концертную пьесу Мендельсона и «Квинтет для кларнета и струнных» Вебера.

Сергей БУЛАНОВ

Фото из архива оркестра Musica Viva

18.11.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей