Новости


Подписаться на новости



Трудно ли это  - петь сольно, если всегда занимался в хоре?

Каково  это – выбрать произведение, продумать образ, научиться читать сигналы концертмейстера, да ещё спеть красиво и грамотно?

Среди учащихся Детской группы Московского Камерного  Музыкального театра им. Б.А. Покровского прошёл первый вокальный конкурс. 29 апреля 37 участников творческого состязания в возрасте от 6 до 21 года, волнуясь, исполнили свои номера перед строгим жюри, в состав которого вошли 6 солистов театра и один режиссёр.  И вот 13 мая – долгожданное подведение итогов, награждение и концерт лауреатов, который решили совместить с традиционным ежегодным отчётным концертом.

«Кому программки?» - звонко выпевают четверо солистов, появляясь неожиданно откуда-то из-за спинок последних рядов. Вместе с ними по проходам бегут нарядные мальчики и девочки, в самом деле раздавая на ходу программки буквально направо и налево. Вот они уже на сцене, по-хозяйски поправляют мебель, выносят награды, представляют жюри фрагментами из детских спектаклей, в которых играли вместе с ними – всё сами. Наконец, старшие выводят за руки младший хор, малыши трогательно держатся за руки, глазами ищут педагога.  И вот она встаёт перед ними, такая маленькая сама и такая же трогательная.

- Детская группа существует в театре почти 40 лет, с 1978 года, и все эти годы ищет свой, нетореный путь, - рассказывает её бессменный руководитель, заслуженная артистка Российской Федерации Елена Львовна Озерова. Борис Александрович Покровский уделял большое внимание спектаклям для детей и детскому творчеству, и мы стараемся, по крайней мере, у себя в детской группе, сохранять традиции, заложенные основателем нашего театра. Главные наши принципы – равенство («сегодня ты солист, завтра ты хорист»), всеобщее (отбор минимальный, малышей берут с пяти лет, дети постарше проходят прослушивание посерьёзнее) и бесплатное обучение, внимание к каждому.

Дети участвуют во взрослых спектаклях, в разных постановах бывают задействованы дети разного пола, возраста, на разные роли – когда хор, когда солист, когда миманс. Иногда вокальная партия бывает достаточно сложной, однако Елена Львовна умеет найти подходящих солистов, подготовить и выпустить на сцену надёжных исполнителей, за которых ей не будет стыдно. Не обходятся без детей такие значимые для культурной жизни столицы полотна, как мистерия 17 в. «Ростовское действо» композитора митрополита Дм. Ростовского, «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, «Черевички» П.И. Чайковского, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини.

В разное время на сцене театра шли прекрасные детские спектакли, которые специально задумывались с расчётом на детскую группу. Триптих «Сергей Прокофьев – детям», «Сказка о попе и его работнике Балде» Б. Кравченко, "Приключения Чиполлино" Т. Камышевой, "Пиноккио" П. Вальтинони. Однако первой такой крупной работой стал спектакль, который надолго оказался визитной карточкой Детской группы – «Давайте создадим оперу! или Маленький трубочист» на музыку Б. Бриттена. Этот необычный для своего времени спектакль-игра для зрителей всех возрастов, главными действующими лицами которого были дети – юные артисты на сцене и зрители, сидящие в зале, был представлен публике в 1979 г.

В истории группы есть и другие удивительные страницы:  в 1984 г. Покровским был поставлен уникальный спектакль — моноопера А. Холминова "Ванька" по рассказу А. Чехова. В нем сложный вокальный монолог главного и единственного персонажа исполнял мальчик не старше 12 лет. В 1985 г. для четырёх детей-солистов и одного тенора была поставлена опера одиннадцатилетнего Моцарта «Аполлон и Гиацинт». А в 1990 г. театр поставил самую первую оперу С. Прокофьева "Великан", написанную юным композитором в возрасте десяти лет. Ее тоже исполнили силами детской группы.

Отдельной строкой стоит участие детской группы Камерного музыкального театра в "Декабрьских вечерах", организованных Святославом Рихтером. Впечатлённый детским исполнением  сложнейших хоровых и сольных партий, входивших в комплекс спектаклей «Дневник сумасшедшего» В. Кобекина, «Игра на воде» Б. Бриттена и «Бедная Лиза» Л. Десятникова, С. Рихтер  пригласил Е. Озерову с её детской группой для участия в исполнении опер Б. Бриттена "Альберт Херринг" (1984) и "Поворот винта" (1985) в ГМИИ имени А. С. Пушкина. В этом проекте Борис Покровский и Святослав Рихтер выступили соавторами.

- В первую очередь мы готовим детей для участия в спектаклях театра, их уже более четырёх десятков названий, - продолжает  Елена Львовна. Однако в последнее время многие спектакли изъяты из производственного плана, надеемся, что временно, поэтому мы, чтобы не терять профессиональных навыков, взялись петь хоровой репертуар. Младшие осваивают двухголосие на произведениях К. Сен-Санса, Ц. Кюи, С. Прокофьева, Г. Сидельникова и др.  Старшим под силу многоголосная духовная и светская музыка А. Кастальского, А. Аренского, П. Чеснокова, П. Чайковского, Д. Бортнянского, С. Рахманинова и многих других.  Старший ансамбль «Академия» участвовал и становился лауреатом  российских и международных фестивалей и конкурсов.

Два отделения концерта построены по одной схеме: выступление хора (в первом отделении младшего, во втором – старшего) и награждение участников в соответствующих возрастных группах. Переживания, торжество, разочарование, надежда на будущий успех и, конечно, пение солистов и ансамблей. Как полагается, малыши умиляют, старшие же по-настоящему восхищают. Голоса то срываются от волнения, то льются безмятежно и плавно, как и подобает победителям. Публика в зале благодарная – родители, друзья, близкие. Они искренне поддерживают всех конкурсантов и щедро рукоплещут всем. Находится место и сюрпризам – то, чтобы разрядить напряжённую обстановку, выступают члены жюри, солистки оперной труппы театра Олеся Старухина и Ирина Алексеенко, очаровывая слушателей изумительным дуэтом графини Розины и Сюзанны из «Свадьбы Фигаро» В. А. Моцарта.  То выпускница прошлого года, ныне студентка 1 курса отделения академического вокала Музыкального училища (колледжа) им. Гнесиных Марина Русеишвили радует своих давних поклонников новым, повзрослевшим голосом в арии Ольги из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.  Ближе к концу возраст участников, а вместе с ним и уровень мастерства возрастает, и вот уже в зале, кажется, не дышит никто: впервые исполняется сочинение недавнего выпускника Детской группы, досрочно закончившего Музыкальное училище (колледж) им. Гнесиных, ныне студента фортепьянного отделения школы музыки Королевы Софии Мадрида (Испания) Ивана Ярчевского «Ныне отпущаеши». Квинтет заканчивает отчётливым пиано, и через паузу зал взрывается овацией.  Тёплые слова членов жюри, цветы, и под бурные приветствия зрителей в зале и учеников на сцене Елене Львовне вручают огромную золотую медаль.  Эту хрупкую женщину обожают, ценят и берегут, как самое драгоценное сокровище Детской группы. Похоже, это и в самом деле большая дружная семья единомышленников.

- Нынешний вокальный конкурс - первый, не всё получилось так, как задумывалось, но и дети, и родители постарались, я благодарна всем участникам и многочисленным помощникам и надеюсь, что продолжение следует, - своим тихим голосом с характерной улыбкой произносит хормейстер, и толпящиеся около гримёрки оживлённо кивают и верят: раз Елена Львовна сказала, так и будет. 

Информация предоставлена пресс-службой театра Покровского


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей