Новости |
21.03.2025
Орган и хор в баховских хоралах
Камерный хор ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова под управлением профессора Владимира Науменко и доцент органной кафедры Ипполитовки, лауреат европейского и международного конкурсов, обладатель специальной премии Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге Елена Цыбко представили свою программу «И. С. Бах. Орган и хор». Концерты состоялись в Римско-католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и в Малом зале ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова.
«Бах не новый, не старый, он нечто большее, он — вечный…» — писал Роберт Шуман о наследии великого кантора церкви св. Фомы. Каждый музыкальный жанр, к которому он обращался, обретал в творчестве гениального композитора завершённость и итоговую полноту.
Главным и единственным героем концертных программ, исполненных ипполитовцами, стал хорал. Реформатор и основатель немецкой ветви протестантизма Мартин Лютер считал, что, кроме Слова Божия, лишь музыка, как властительница сердца человеческого, может быть превозносима столь же высоко. Целью лютеровского учения как раз и было стремление донести слова Библии до сердца каждого прихожанина. «Напевы оживляют текст», — говорил он. Создание богослужебного репертуара для тогда еще молодой протестантской конфессии было насущной задачей. Над её решением трудился сам Лютер и его соратники — поэты и составители песенников. Основой для нового корпуса песнопений, которые принято называть протестантскими хоралами, стал собственно немецкий духовный фольклор. Лютер сам перерабатывал латинские секвенции и гимны, а также каноническую прозу (традиционные молитвы, Символ веры и др.), превращая всё это в стихи на немецком языке. «По примеру отцов Церкви, — объяснял Лютер свою идею в письме поэту Георгу Спалатину (Буркхардту) в конце 1523 года, — я собираюсь создать для народа немецкие псалмы, а именно духовные песни, дабы Слово Божие также и в пении пребывало среди людей».
Необычность программы «И. С. Бах. Орган и хор» заключалась в том, что каждый выбранный исполнителями хорал был представлен сразу в нескольких баховских версиях.
Сначала звучала органная "прелюдия" Баха на тему протестантского песнопения в исполнении Елены Цыбко. Следом за органной версией Камерный хор ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова исполнял тот же хорал в многоголосной баховской интерпретации для хора a cappella.
«Именно так и звучали хоралы на лютеранской службе во времена Баха, — поясняет Елена Цыбко, — сначала органист прелюдировал на тему песнопения, создавая музыкальными средствами общее эмоциональное поле и одновременно напоминая прихожанам мелодию, настраивая их на тональность; после этого хорал исполнялся собранием верующих».
Жанр хоральной прелюдии занимал центральное место в творчестве органистов-лютеран, к которым принадлежал и И.С. Бах. Мелодической основой хоральной обработки служило канонизированное песнопение — хорал (или протестантская песня). Музыкальное толкование его мелодии и текста и было творческой задачей композитора. Он был волен подчеркнуть общее настроение или же сделать акцент на смысловом значении какой-либо строфы или даже отдельного слова.
В концертах ипполитовцев звучали органные прелюдии, созданные И.С. Бахом в разное время и по-разному трактующие этот жанр. Для миниатюр из «Orgelbüchlein» («Органной книжечки», написанной в веймарский период молодым Бахом) характерна предельная степень концентрированного проникновения в образ при внешнем лаконизме формы. А в развёрнутых музыкальных поэмах из «лейпцигского» цикла и «Органной мессы» (3-я часть «Клавирного упражнения»), принадлежащих к последнему периоду творчества композитора, удивительно гармонично сочетаются целомудренная мистика церковных напевов и искренность, теплота лирического чувства, предвосхищающего эпоху романтизма.
В хоровой же аранжировке хоралы звучат строго и просто — тему ведёт сопрано, остальные голоса дополняют аккордовую фактуру до стройного четырёхголосия, но внимательное ухо и здесь отметит гармонические и интонационные акценты, которыми Бах наделяет наиболее важные для него фразы и слова.
Диалог короля инструментов и вокального ансамбля особенно эффектно разворачивался в пространстве собора: большой клавишно-духовой орган звучал сверху, с балкона, хор же размещался внизу, перед алтарём.
Более тонкому восприятию музыкального действа способствовало яркое вступительное слово вдохновителя и организатора серии концертов ипполитовцев в Соборе на Малой Грузинской и в Малом зале Ипполитовки, известного органиста, заслуженного артиста России, заведующего кафедрой органа ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, профессора Алексея Паршина.
Звучание хоралов он предварял поэтическими переводами их текстов, подавляющее большинство которых было сделано им самим. «Слова хоральных песнопений просты и не замысловаты в литературном отношении, — рассказывает Алексей Паршин. — Вольный стихотворный перевод может в какой-то степени обогатить литературную часть, усилив её связь с музыкальным содержанием, помочь слушателю уловить смысловые детали, не теряя главного — сердечного восприятия общего характера произведения».
Эти слова удивительным образом перекликаются со словами Лютера из уже цитировавшегося выше письма: «…смысл [текста хоралов] должен быть ясным и как можно ближе псалмам. Поэтому действовать надо свободно: смысл следует сохранять, а слова опускать и заменять их другими». Алексей Паршин продолжает: «Сущность музыки Баха — это Богоощущение во всём. Беспредельность мысли, питаемой Духом и полнокровным ощущением бытия как дара Божьего, наполняет любую его пьесу, пробуждая столь благодатное чувство пространства и гармонии, что явственно ощущаешь присутствие того Высшего Начала, которое является первоисточником этой благодати».
Так, открывал концертную программу и задавал пламенный и вдохновляющий тон всему происходящему хорал «Komm, Heiliger Geist, Herre Gott» (Приди, Святой Дух, Господь Бог), чей текст в переводе Алексея Паршина звучит так:
Приди, Господь, о Дух Святой!
Яви Свои Дары!
Вдохни любовью неземной
Жар в души и умы!
И Благодатию Твоей
Исполнятся сердца
Всех верных Господу людей
Во славу их Творца!
Многочисленная публика, пришедшая на концерты ипполитовцев, с большим энтузиазмом встречала музыкантов, чьи выступления в кафедральном соборе и Малом зале ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова стали уже доброй традицией.
«Особый опыт для артистов хора — выступления в соборе на Малой Грузинской, — делится Владимир Науменко. — Подобных акустических условий не найти ни в одном академическом концертном зале. Отрадно, что с открытием в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова кафедры органа наш Камерный хор получил ценную возможность выступления не только с этим редким инструментом, но и с выдающимся мастером игры на органе Алексеем Паршиным. Нами уже были совместно исполнены Реквиемы В. А. Моцарта и О. Козловского, теперь к ним добавились хоралы И. С. Баха в ансамбле с Еленой Цыбко».
В заключение концерта орган и хор, весь вечер звучавшие по отдельности, символически объединились: прекрасным завершением программы стал знаменитый «Jesus bleibet meine Freude» (Иисус остаётся моей радостью) из 147-й кантаты Баха в их совместном исполнении.
Материал подготовила Виолетта ВАНСОВИЧ
Фото Алины Хачатуровой и Алексея Паршина предоставлены
Пресс-службами Римско-кафедрального собора
и ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова
21.03.2025
Анонсы |
-23.04.25-
-26.04.25-
-29.04.25-
-19.05.25-
-07.06.25-
-14.06.25-