Новости |
15.11.2023
Поздно или рано – «Шёлковую лестницу» выну из кармана
Приехавшая в Москву на фестиваль «Видеть музыку», проводящийся Ассоциацией музыкальных театров при содействии Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив, «Астана-опера» с её огромным и роскошным зданием, уже, кстати, пополнившем список исторических памятников многократно менявшей имена новой столицы, появилась на свет уже в постсоветское время, в 2013 году. И хотя её солисты практически никому в Москве пока не известны, идущая с прежних времён традиция удивлять первопрестольную мало известными ей операми – осталась.
В нынешнем году пришёл черёд россиниевеской «Шёлковой лестницы», Москве практически не знакомой – если не считать почему-то быстро сошедшего со сцены спектакля Михаила Кислярова в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского и совсем уж на миг мелькнувшей постановки в Мерзляковском училище.
Джермано - Алтынбек Абильда, Джулия - Айзада Капонова,
Дючилла - Татьяна Вицинская, Дорвиль - Алихан Зейнолла
А «Шёлковая лестница» Астаны – будем точны – уже была показана в 2019 году на фестивале камерной оперы в Петербурге и три года назад в онлайн-формате в рамках того же фестиваля в Москве.
Еслм коротко, то «Scala di seta», «Шёлковая лестница» – это разудалый и весёлый фарс, написанный двадцатилетним (!) Россини в 1812 году - кто там говорит, что во время грохота пушек музы помалкивают? Россини, ещё не написавшим ни «Севильского цирюльника», ни «Золушки», ни тем паче «Вильгельма Телля», Россини, не ленивым и пресыщенным, а жутко голодным до музыки, до развлечений, до веселья и женщин... В конце концов – почему нет?
Действие «Шёлковой лестницы» – чисто формально! – происходит в Париже. Но какой там Париж! Едва под звуки хорошо известной, в отличие от всей оперы, увертюры (весьма прихотливо-игрив, но при этом вполне музыкально-точен был оркестр под управлением Абзала Мухитдина) занавес «Астаны-оперы» поднимается, по публике проходит мощный разряд мгновенного узнавания – Венецию и её карнавал трудно с чем-то перепутать!
Просто великолепны стильно-трёхцветное оформление спектакля и красочные костюмы Мананы Гуниа. Это она, Serenissima. И, разумеется, на её улицах во время карнавала может произойти абсолютно что угодно: любая нелепица, любое узнавание или же не-узнавание, даже любое предузнавание или предвосхищение – например, та лестница,по которой забираются на балкон влюблённые герои – не дальний ли она предок той, которой воспользуются через четыре года Фигаро и граф Альмавива?
Бланзак - Евгений Чайников, Джермано - Алтынбек Абильда,
Джулия - Айзада Капонова, Дорвиль - Алихан Зейнолла
Со стороны постановщика Аллы Симонишвили – никаких «новаций» в ультрамодном вкусе с перенесением действия в прострастве и времени и прочего. Это как раз тот случай, когда режиссура как сердце – если её замечаешь, стало быть, с ней всё в порядке.
Персонажей в «Шёлковой лестнице» не много и не мало – всего-то шесть. И каждый – от добра добра не ищут – более или менее соответствует определённой маске в итальянской комедии dell' arte и подходящему типу голоса.
Вот едва ли не первейший из персонажей – пылкий любовник Дорвиль – Алихан Зейнолла, обладатеь удивительно красивого лирического тенора. Пыла и выразительности артисту хватает, чего в полной мере, увы, не скажешь о технике.
Его тайная супруга, пылкая и капризная примадонна Джулия – Айзада Капонова – вполне искупает невеликость вокального материала отменным пониманием виртуозного россиниевского стиля.
Разумеется, у влюблённой парочки наличествует продувной слуга Джермано - выжига, пройдоха и чуточку прохвост. Алтынбек Абильда несколько погрешил в части музыкальной интонации, но актёрский его темперамент и напор таковы, что даже эти изъяны вполне естественно вписываются в творящуюся на сцене комедию.
Ну и какая же комедия без перезревшей красотки, любой ценой старающейся выскочить замуж? Татьяна Вицинская в роли изнемогающей от собственной красоты Лючиллы показалась мне едва ли не самой яркой фигурой во всём спектакле. Какой прекрасный голос, словно обволакивающий зноем весь зал, какая насыщенность каждой ноты негой и чувством!
Сцена из спектакля
И очень жаль, что столь невелика роль Дормонта у колоритнейшего даже в мелочах Рамзата Балакшиева – у его будущего «потомка» доктора Бартоло будет колоритная ария, но этот персонаж-предтеча Бартоло в исполнении супер яркого певца превосходит все ожидания.
По ходу действия сам по себе закрадывается, кстати, вполне уместный вопрос – почему задорной, компактной и местами просто сверкающей «Шёлковой лестницы», на которой бы подрастающих певцов учить да учить россиниевскому стилю и актёрскому мастерству, не видно в репертуарах оперных студий? Главное же о спектакле «Астана-оперы», как мне показалось, вот в чём.
То, что мы увидели на сцене Оперного центра Вишневской, это именно Россини. Где-то лучший, где-то худший – но именно Россини (я не знаю, были ли у солистов итальянские коучи). И это в полной мере говорит о том, что молодой по всем меркам коллектив из столицы Казахстана – на правильном музыкально-театральном пути.
Георгий ОСИПОВ
Фотографии предоставлены
пресс-службой фестиваля
15.11.2023
Анонсы |
-16.01.25-
-18.01.25-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-