Новости |
31.10.2022
Право, я не дуэлянт
Показ спектакля «Три мушкетера» Ивановского музыкального театра прошёл на фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку». Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив.
Д'Артаньян - Дмитрий Гудков, Арамис - Павел Доронин,
Атос - Максим Галенков, Портос - Игорь Францев
Музыкальный театр из Иваново хорошо знаком постоянной аудитории фестиваля «Видеть музыку». В разные годы коллектив привозил самые разные свои работы – от оригинально решенной классической оперетты («Веселая вдова» Франца Легара) до мюзикла современного автора («Робин Гуд» Евгения Загота). На нынешний смотр ивановцы выбрали недавнюю премьеру – «Трех мушкетеров» Максима Дунаевского/Юрия Ряшенцева. Материал, любимый несколькими поколениями, обрел интересное и достойное сценическое воплощение.
Пространство решено минималистично (художник-постановщик Владимир Павлюк): перемену мест действия показывают спускающиеся сверху красивые гобелены в едином стиле. Это позволяет мгновенно, без лишних усилий, перемещаться из резиденции Кардинала – на тихую улицу Парижа, из королевского дворца – в монастырь кармелиток. А периодически возникающая двойная лестница-помост может стать и любовным ложем, и эшафотом.
Режиссер Антон Лободаев начинает действие с шахматной партии между Д'Артаньяном и Ришелье. Сразу задавая тем самым основную линию – противостояние юного, открытого, по-житейски мудрого гасконца и многоопытного, непобедимого, но прячущего душевную боль Кардинала. Большинство событий решены как череда флэшбеков: первые приключения Д'Артаньяна в Париже, его встреча с будущими друзьями возникают в рассказе за шахматным столом. Тот же ход использован и в истории с подвесками: ее пересказывает любопытная Аббатиса Бетюнского монастыря (Раушания Хажиева) во время разговора с коварной Миледи (Наталья Фураева).
Миледи - Наталья Фураева
В спектакле достойное музыкальное решение (дирижер Дмитрий Щудров, хормейстер Ярослава Бабурина). Отлично выстроены ансамбли: печальное «Когда твой друг в крови...» у мушкетеров и озорное «Хочется любить» у кармелиток – из числа наиболее удачных номеров. И в целом вокальный уровень радует качеством. Материал довольно сильно перетасован, что добавляет неожиданных смыслов. Из самых ярких находок такого плана: знаменитый романс про черный пруд в графском парке Атос поет прямо в лицо Миледи, врываясь в ее комнату в трактире. Получается очень драматично – граф де ля Фер словно вновь признается в любви самой важной в его жизни женщине. Признается – в последний раз. Сколько пыла, ярости и боли вкладывает в исполнение номера Максим Галенков. А невольно возникающее в конце номера нежное объятие показывает, что чувства обоих никуда не ушли, но второго шанса нет и не будет.
Актерский центр спектакля – безусловно, Ришелье. Владимир Троценко, классический «принц» (таких ролей он сыграл в театре много, причем и в оперетте, и в музыкальной комедии, и в мюзикле), показывает своего Кардинала не только умным, проницательным интриганом, но и романтическим героем. Дуэт с королевой (Лариса Лебедь) «Ах, разрешите звать вас просто Анна...» он исполняет с подлинным горением влюбленного. Это единственная сцена, когда Ришелье, гордый, с неизменно прямой спиной и надменным взглядом, как мальчишка, забирается по лестнице к своему «божеству», не думая о достоинстве. Не лишен Кардинал и чувства юмора – ироничный ансамблевый номер «У нас в стране на каждый лье по сто шпионов Ришелье» сделан как его сольная ария, и Кардинал легко танцует вместе с «народом» – мол, я все про вас понимаю, ребята, и отдаю должное вашим смелым высказываниям.
Сцена из спектакля
Несколько моментов в спектакле, увы, смутили. Например, одна из деталей костюма Миледи – обувь на огромных шпильках. Конечно, Миледи - роковая женщина, но в данном случае это выглядит не слишком уместно. И когда она лихо (почти лихо) спрыгивает на этих шпильках с высокого помоста, становится страшно за актрису. И немного неловко. А на королевском балу вновь обретенные подвески Констанция (Оксана Киреева) пришпиливает королеве прямо на вырез платья, а король, пересчитывая их, некрасиво тычет пальцем прямо в декольте. Возможно, Людовик не стремится быть вежливым с опостылевшей женой, но жест выглядит совсем грубо.
Странное впечатление производит и часть сцены в трактире во втором акте, где посиделки мушкетеров и гвардейцев перерастают в схватку. Когда Д'Артаньян, задумчивый и усталый от всего, что с ним произошло, поет «Жизнь - это просто дуэль со смертью», в толпе гвардейцев за соседним столом вдруг появляется Констанция (призрак? разыгравшееся воображение? почему среди гвардейцев?) в кроваво-красном свете и тянет к нему руку. Возможно, режиссер хотел усилить трагический эффект, но получилось ровно наоборот – смешно и даже нелепо. Снизился градус одной из самых напряженно-серьезных сцен. Ведь именно здесь Д'Артаньян впервые предстает уже не как мальчишка – но как мужчина. Повзрослевший, получивший шрамы на душе. Осознавший, что мир преподносит не только приключения, но и боль, и невосполнимые потери. Сыгравший гасконца Дмитрий Гудков отлично показывает этот переход к душевной зрелости – появляются иные интонации в вокале, другими становятся взгляд, движения. И – выявляется еще одна важная тема спектакля: тема расставания с иллюзиями, с прошлым – ведь это происходит абсолютно со всеми героями.
Алиса НИКОЛЬСКАЯ
Фото Елены Лапиной предоставлены
пресс-службой фестиваля «Видеть музыку»
31.10.2022
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-