Новости |
16.11.2023
Приношение четырем юбилярам
Владимир Байков спел в Доме-музее Ф. И. Шаляпина признанные шедевры русской романсовой литературы
фотография из личного архива В. Байкова
Концертная программа под названием «Памятью сердца» включала романсы двух величайших русских классиков – Михаила Ивановича Глинки и Николая Андреевича Римского-Корсакова: наступающий 2024 год будет юбилейным для обоих – первому исполняется 220, второму – 180. Почти половина из прозвучавших произведений написана на стихи великого Пушкина – ему в следующем году 225. Наконец, треть из них входила в репертуар хозяина дома, в котором прошел концерт – басу номер один Всея Руси 150 лет исполнилось в нынешнем, уже уходящем 2023 году.
Столь обширная череда юбилейных поводов на самом деле для такого концерта – скорее дань традиции, которая есть в России испокон веку – приурочивать культурные события к чему бы то ни было: Владимир Байков исполняет камерную музыку регулярно и много, безотносительно юбилейных торжеств. Он – один из немногих на нашей сцене оперных исполнителей, сделавших заметную карьеру в российских и европейских театрах, кто уделяет пристальное и постоянное внимание камерному репертуару, обращается к нему не по случаю, не по остаточному принципу, не иногда, а рассматривает как вторую важнейшую линию своего творчества (наряду с оперной), а, может быть, даже и первую.
В интервью автору этих строк сам певец говорил об этом так: «Для меня камерное исполнительство – самое интересное, что может быть. Смысл творчества, смысл жизни. Бесконечное познание. Тем более огромная часть прекрасных русских классических романсов и песен абсолютно неизвестна… Только в России может быть востребована музыка, являющаяся для меня наиболее привлекательной: это бездонные романсовые миры Свиридова, Рахманинова, Танеева, Чайковского, Глинки, Даргомыжского и “кучкистов”».
Такое трепетное отношение и истовое служение не проходят даром: помноженные на талант певца, они дают свои плоды – камерные концерты Байкова всегда праздник, это всегда интересно. Многие романсы в его исполнении звучат эталонно – несмотря на то, что это (как в данном случае) – репертуар самого Шаляпина и звучит он в доме Шаляпина: выверенно по эмоциям, динамике, фразировке, с абсолютным пониманием архитектоники целого, умением нарисовать за считанные секунды звучания миниатюры захватывающую историю или создать необходимое настроение. Другие – свежо и оригинально, даже неожиданно: но не вычурно, не претенциозно, не с желанием эпатировать и свалить наповал – но с глубоким личностным отношением, с авторским пониманием пропеваемого-проживаемого.
В этих условиях совершенно не хочется анализировать исполнительскую «кухню», хотя тут есть, о чем говорить и чему поучиться у Байкова – например, безупречности дикции и вниманию к слову, или проникновенным пиано и доверительному пению на мецца-воче, или умению укрощать большой оперный бас-баритон и делать его соразмерным и задачам жанра, и условиям небольшого Белого зала, где когда-то многократно певал сам Шаляпин. Не хочется искать «блох» (которых при желании всегда можно найти) и задаваться, например, вопросом, зачем столько страсти в элегически-созерцательной «Венецианской ночи»? Не хочется, потому что от концерта есть общее целостное впечатление – как от незаурядного культурного события: публике посчастливилось встретиться с искусством высокой пробы, с исполнителем, который точно знает, что и зачем он поет, и обладает мастерством донести до слушателя это свое понимание убедительно и интересно.
Владимир Байков оригинально выстроил драматургию вечера: он постоянно тасовал двух русских классиков, отринув хронологический принцип, сравнивая и даже иногда противопоставляя и схожие и разные по настроению романсы великих мастеров. Единственным явным структурообразующим моментом вечера было отведение под музыкальную пушкиниану второй части концерта, в то время как в первой половине звучали миниатюры на слова Кукольника, Майкова, Алексея Толстого и др. «Попсово»-хитовые «Сомнение» и «Как сладко с тобою мне быть» и беспощадно грозные «Анчар» и «Пророк», игривый «Рыцарский романс» и виртуозная «Попутная песня» - калейдоскоп настроений, характеров, образов, чуть хаотично-эклектичный на первый взгляд, чудесным образом сложился ближе к финалу в целостную картину, в которой явственно читалась основная мысль вечера: Байков интересен в самых разных романсах, а потому эта богатая палитра самой разной романсовой литературы уместна, она дает если не исчерпывающее, то весьма представительное впечатление об искусстве интерпретатора.
В камерном репертуаре существенное значение имеет союз вокалиста и пианиста – без преувеличения можно сказать, что это сотворчество двух музыкантов, в котором присутствует их абсолютная взаимозависимость: без точного ощущения и понимания друг друга высокого качества тут не достичь. Поэтому наверно справедливо будет сказать, что концертмейстерское искусство Марины Белашук сыграло не последнюю роль в успехе вечера. Деликатность и умение уйти в тень в одних случаях, оркестровая фактурная мощь – в других, чуткое реагирование на вокальную агогику, технический блеск вступлений, проигрышей и финалов – все это вместе послужило на благо ансамбля, в котором поистине трудно найти изъян.
Александр МАТУСЕВИЧ
16.11.2023
Анонсы |
-27.03.25-
-05.04.25-
-06.04.25-
-12.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-