Новости |
07.11.2020
Современная фантасмагория
на гоголевский сюжет.
Размышления об астраханском «Ревизоре».
Астраханский театр оперы и балета на V фестивале музыкальных театров «Видеть музыку» решился показать современную оперу. Слово «решился» здесь неслучайно – полнометражные современные оперы не слишком часто появляются в афишах, и уж тем более надо иметь смелость представить такой спектакль на фестивале, где нет никакого предварительного отбора и велик соблазн показать «проверенное» название, в котором, кстати, и солисты на хорошо знакомом материале могут «блеснуть», да и успех у публики более предсказуем. Тем не менее, театр из Астрахани все же рискнул – и выиграл.
Хлестаков – Егор Журавский
Выиграл, несмотря на все сложности проведения масштабных гастролей в условиях соблюдения противоэпидемиологических мер и имевшей место досадной технической неполадки с декорациями.
Опера Владимира Дашкевича «Ревизор» - произведение не новое, мировая премьера его прошла в Новосибирском театре оперы и балета в 2007 году, и в том же году оперу поставили в Камерном Музыкальном театре им.Б.А.Покровского. Однако, то, что показал в Москве Астраханский театр, - это абсолютно новый этап сценической жизни произведения выдающегося композитора современности, философа и мыслителя Владимира Сергеевича Дашкевича.
Оперу мэтра в Астрахани доверили молодому режиссеру и – тоже не ошиблись. Выбор Алексея Смирнова – результат заявленного театром творческого проекта «Оперная лаборатория молодых специалистов ARTPRO». Автор идеи - художественный руководитель и главный дирижер театра (и дирижер-постановщик «Ревизора») Валерий Воронин. «Проект создан для того, чтобы вовлечь выпускников театральных вузов непосредственно в сферу оперного и балетного театра, вдохновить их на создание ярких, свежих, современных по языку спектаклей», - говорит Валерий Воронин. В результате серьезного конкурсного отбора были выбраны не только режиссер, но и художники Елена Бодрова (сценография) и Софья Зосина (костюмы), и балетмейстеры Ксения Попова и Илья Саушкин.
Сцена из спектакля
К премьере в 2007 году Борис Александрович Покровский написал: «Я хочу напомнить всем слушателям оперы, что Николай Васильевич Гоголь написал именно такое произведение и надо понимать его без экивоков, без подвохов и без каких-то подозрительных новых предпочтений »… И далее великий режиссер говорит о том, что спектакль должен быть «интересным, любопытным, веселым, чтобы на него было радостно смотреть».
С великими спорить очень трудно, но не невозможно. И молодая команда практически это и сделала. Но при этом согласилась с тем, что Гоголь «написал именно такое произведение» - в их понимании, прежде всего современное и актуальное. Спектакль астраханцев смотреть действительно радостно – как радостно воспринимать талантливое произведение искусства… А вот весело ли – это уже другой разговор…
«Ревизор» последовательно проходит стадии преображений своего жанра – от фарсовой комедии к трагикомедии, а от нее – к по-настоящему трагическому – со смертью! – финалу… Все это есть в музыке Дашкевича и либретто Юлия Кима, в создании которого принимал участие сам композитор. Дашкевич воплотил в сюжете гоголевского «анекдота» глубинные смыслы, темы жизни и смерти, разрушительности лжи, игры (не только карточной!), которая стремится подменить собой реальность, но реальность оказывается сильнее. И все это оказалось близко команде постановщиков.
Сцена из спектакля
Режиссер и художники сознательно «смешали» времена действия – вроде бы и признаки гоголевской России налицо, и рубеж нынешнего века и прошлого читается явно, да и сегодняшний день тоже прослеживается. И в костюмах, где откровенные цитаты «моды» 90-х годов, и изысканная стилизация и отсылы в век девятнадцатый, и соединение кринолинов с изящными брюками у женщин. И в сценографии – интерьеры дома Городничего, комнаты Хлестакова в гостинице вполне нейтральны, без привязок ко времени, так же, как вне времени базарная площадь уездного города. Действие очень живое, не отпускает ни на секунду, отлично «вылеплены» не только герои, но практически каждый персонаж «массовки». Юмор, гротеск, откровенно бытовые зарисовки, лирика, символы, обобщения не просто причудливо сочетаются, но существуют в едином выразительном музыкальном и сценическом воплощении. Ярчайшие образы, в которых соединены с детства знакомые гоголевские маски и абсолютно живые люди, многие из которых вызывают сочувствие. Из исполнителей прежде всего надо выделить Анну Коденкову (Марья Антоновна), Татьяну Чупину (Анна Андреевна), Егора Журавского (Хлестаков), Дмитрия Шарманова (Городничий), колоритнейшего Вадима Шишкина (Держиморда), Артура Оганесяна (Осип), Сергея Быстрова и Константина Склярова (Бобчинский и Добчинский).
Конечно, «задает» это живое действие и определяет задачи, которые поставил перед исполнителями режиссер, музыка Дашкевича. Музыка яркая, динамичная, кинематографичная, с богатством мелодий, запоминающимися темами, словом, обладающая настоящей театральной «заразительностью», абсолютно и безусловно захватывающая. И то, что она получила в Астрахани достойнейшее воплощение, говорит о бесспорном творческом потенциале театра.
Пятый фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» проходит в Москве в сентябре-ноябре 2020 года. Фестиваль организован Ассоциацией музыкальных театров при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом Президентских грантов.
Надежда КУЗЯКОВА
Фото предоставлены пресс-службой
фестиваля «Видеть музыку»
07.11.2020
Анонсы |
-12.10.24-
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-