• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



27.06.2024

«Русалка» эпохи реконструкции

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац завершает сезон премьерой большой русской оперы

Несмотря на жанровую принадлежность, играется «Русалка» Даргомыжского пока в фойе большого зала театра: он сам все еще на реконструкции, которая порядком затянулась. Артисты Театра Сац с нетерпением ждут открытия своей основной сцены, но не снижают темпов работы и амбициозности задач. Кажется, за время реконструкции они сделали новых программ, премьер, интересных проектов даже больше, чем в «мирные» годы – экстремальные условия и кочевая жизнь подхлестнули творческое горение и энтузиазм.

Выбор «Русалки» продиктован, конечно же, юбилеем Пушкина – театр весь сезон реализует большой проект «Пушкин в музыке», в рамках которого уже обращался к трем большим операм, базирующимся на пушкинской литературной основе, – «Онегину», «Пиковой» и «Алеко». Для Театра Сац хрестоматийная «Русалка» – самый желанный репертуар: и как объект школьной программы по литературе, и как произведение из курса музыкальной литературы в школе искусств. Удивительно, что этой оперы не было в репертуаре раньше – она буквально просится в афишу сацевцев.

Впрочем, «Русалка» – в последние годы опера, обойденная вниманием не только в Театре Сац. Один из столпов русской оперы (так определил когда-то Стасов – наряду с «Сусаниным» и «Русланом»), она была архипопулярна в советские годы, шла практически на всех сценах СССР, но в постсоветские годы резко ушла в тень, уступив пальму первенства тезке Дворжака, до того в нашем отечестве не слишком популярной. Периодически про творение Даргомыжского вспоминали, но без особого успеха – в 2000-м поставили в Большом, в 2013-м (к 200-летию композитора) в Мариинке – оба спектакля достаточно быстро сошли со сцены. Правда, с 2009-го «Русалка» в репертуаре Нижегородской Оперы – но то все же скорее исключение.

В этом сезоне про «Русалку» как будто неожиданно вспомнили – ее поставили в Оперной студии Ипполитовки, совсем скоро состоится премьера в Театре Станиславского. Между этими событиями появилась «Русалка» во «дворце детства» на проспекте Вернадского. Ее скромно назвали концертно-театрализованным исполнением, учитывая, что играется она не совсем в театральных условиях. Но, конечно, не колосники и декорации определяют суть спектакля – хороший театр может быть создан и из двух табуретов: главное в другом – в артистах и в креативе создателей.

И то, и другое в Театре Сац оказалось на высоте. Скамья посредине импровизированной сцены в фойе, слева небольшой подиум, справа – лестница, ведущая куда-то вверх. На заднике – видеопроекции, под которыми сидит огромный оркестр. Еще будет задействован балкончик – с него мстительная русалка Наташа будет зловеще пропевать положенные фразы. Вроде бы всего мало и обстановка достаточно условна – но этого хватает, чтобы в этих координатах разыграть яркое драматическое действо, повествующее о предательстве, приведшем к череде трагедий. Режиссер Валерий Меркулов делает ставку на артистизм певцов – по-другому в условиях близкого контакта с публикой, когда как на ладони актеры, виден не то что каждый жест и мимический посыл – любое движение бровью сразу заметно, просто невозможно. Такой формат напомнил Театр Покровского, для актеров-певцов которого интимный разговор со зрителем всегда был обычным дело. Впрочем, у сацевцев есть и свой опыт – малой сцены, ротонды, того же фойе, словом, им не привыкать. Убедительно была решена и чисто драматическая часть – разговорные реплики маленькой Русалочки были поданы звонко и выразительно юной Ирой Суворовой.

Серьезно украсили дело интересные костюмы Натальи Чабаненко, гармонично соединяющие современные мотивы со старорусскими. Подспорье в условиях театрального минимализма – массовые сцены русской гранд-опера: пышное многолюдье свадебного пира и роскошная фантастическая русалочья сцена (хореограф Елена Чернова) разнообразят действие, неминуемо скованное условиями проката: простыми, но выразительными средствами авторы спектакля создают иллюзию вполне завершенного театрального высказывания, о котором не хочется говорить с извиняющимися оговорками отсутствия полноценной сцены.

Не обошлось без купюр: особенно «пострадала» первая картина третьего действия (в княжеском тереме), от которой осталась одна лишь ария Княгини. Однако в целом редакция оказалась оправданной – все сокращения пошли в пользу динамизма драматического решения, и, в общем-то, они были неизбежны и логичны в условиях данной театрально-концертной презентации оперы.

К музыкальному воплощению важнейшей русской оперы, к тому же изрядно подзабытой, в Театре Сац отнеслись ответственно. Стройно и чисто пел хор (хормейстеры Вера Давыдова и Дмитрий Брашовян), при этом, не теряя в артистизме. Сочный и эмоциональный оркестр под управлением Константина Хватынца убедительно живописал в одной из вершинных романтических историй русской музыки – взволнованно, ярко, с лирическими излияниями и драматическими кульминациями. Качественно были исполнены все положенные инструментальные соло: виолончели (Андрей Фролов), гобоя (Дмитрий Кононок), английского рожка (Иван Ломакин), кларнета (Алексей Бычков), арфы (Анна Лисянская).

Квартет главных героев сумел исполнить (не только спеть, но и сыграть) «Русалку» так, что она предстала ярким драматическим повествованием, захватывающим внимание публики, и все более и более, по мере развития сюжета, возбуждающим интерес. Юлии Макарьянц в партии Княгини более удавались лирические фрагменты, особенно уверенно ее голос звучал в верхнем регистре, низы выходили чуть слабее. Экспрессивное пение Максима Дорофеева сполна компенсировало не самое премьерское качество его тенора – за счет этого образ Князя вышел у певца колоритным. Алексей Красовский был чуть скован в первой картине, но совершенно раскрылся-развернулся во втором действии – безумие Мельника было обрисовано ярко, а голос певца с блестящим металлическим призвуком убеждал всегда, что это по-настоящему его партия – кстати, сложнейшая в русском репертуаре по психологической глубине. Наконец, выдающейся Наташей предстала Алина Виленкина – ее свежий и сильный голос, полный трагедийных красок, был равно хорош в обрисовке и отчаявшейся мельничихи, и мстительной царицы вод днепровских.

Александр МАТУСЕВИЧ
Фото предоставлены пресс-службой театра Сац
Фотограф Наталия Шведова
На фото: Наташа/Русалка – Алина Виленкина,
Мельник – Алексей Красовский,
Князь – Максим Дорофеев,
Княгиня – Юлия Макарьянц.

27.06.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей