Новости |
03.05.2024
Спасти неразумного мышонка
Премьера миниоперы Дмитрия Шостаковича в Театре имени Н.И. Сац
На одной из новых ветвей симпатичного древа Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац — «миниопера для самых маленьких» — вырос новый прекрасный плод. К операм «Теремок» и «Кошкин дом» Александра Кулыгина, «Мойдодыр» Ефрема Подгайца прибавилась «Сказка о глупом неразумном мышонке» Дмитрия Шостаковича по сценарию Самуила Маршака для мультфильма Михаила Цехановского 1940 года.
Внимательный и слегка сердитый читатель может возразить — почему не «по сказке Маршака»? Ответ прост: в мультике, соавторами сценария которого были Маршак и Цехановский, Мышонка спасает пес Полкан, лихо расправляясь с Кошкой, а в сказке 1923 года… ну, в общем, все знают, что случилось в сказке, — иначе не пришлось бы Самуилу Яковлевичу через много лет (1955) писать «Сказку об умном мышонке».
Краткая история сочинения Шостаковича выглядит следующим образом: музыкальная партитура была утрачена, но в семейном архиве композитора сохранился клавир, а в Ленинградском государственном архиве литературы и искусства — оркестровые партии. В 1979 году дирижер Борис Тилес (именно под его руководством записана музыка к мультфильму) представил музыку как самостоятельную «детскую оперу», через год вышла запись на пластинке. В 2017 году сочинение вошло в репертуар Мариинского театра, а в 2024 — Театра имени Наталии Сац.
В предыдущем абзаце ваш рецензент совершенно не случайно назвал «Мышонка…» сочинением Дмитрия Шостаковича. Правильнее, конечно, будет сказать — «Шостаковича-Цехановского». Дело здесь именно в том, что музыка Шостаковича выходит за обычные рамки саундтрека: из важного, но подчиненного фактора она превращается в главный (наряду с визуальным рядом). Перед нами — мини-мультопера как целостность, а не набор отдельных номеров.
Партитура Шостаковича целиком вошла в спектакль, но ею не ограничились. Музыкальный руководитель и дирижер постановки Ярослав Ткаленко: «Я предложил дополнить партитуру «Мышонка…» фрагментами балета «Светлый ручей». Стилистически эти сочинения очень схожи. Музыка балета взята только для выхода Лошади и Щуки. В мультфильме кадр менялся, и эти персонажи быстро появлялись один за другим. Нам, естественно, нужно было вывести их как следует, — и заимствованная музыка легла просто идеально, как будто она и была написана для спектакля. Во втором действии «Светлого ручья» есть персонажи «Старые дачники». Так вот, тема мужа идеально «легла» на образ Лошади, а тема жены — на образ Щуки. Теоретически, можно было взять еще фрагменты, но тогда мы вышли бы за хронометраж миниоперы для самых маленьких. Кроме того, композитор Владимир Белунцов написал музыку для поклонов. За основу он взял Марш, который звучит в момент, когда Полкан торжественно приводит Мышонка».
В спектакле есть и ясная функциональность (ведущие, объясняющие детям, что к чему; четкие моменты выхода персонажей и т.д.), апеллирующая к возрастным особенностям восприятия, — и тонкая, нежная поэтичность, и естественно обыгранное пространство Ротонды (сценограф — Станислав Фесько), и отличная работа артистов, дирижера и оркестра на условно-сценической площадке, почти сливающейся с зрительным залом. Главное чудо, конечно, — сама музыка Шостаковича: партитура «Мышонка…» показывает нам, что в любом своем стиле, при любой творческой задаче гений остается гением, — даже когда пишет предельно просто, условно говоря, «на тонике и доминанте».
Михаил СЕГЕЛЬМАН
фото Елены Лапиной предоставлены
пресс-службой театра
На фото:
1. Сцена из спектакля. Финал
2. Мышка-Юлия Юнаш, Мышонок-воспитанник детской студии
03.05.2024
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-