• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



18.10.2023

Царская невеста по-французски

Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» представил на Восьмом фестивале «Видеть музыку» (который проводится при содействии Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив) абсолютный раритет – мало известную раннюю оперу Жоржа Бизе «Иван Грозный».

Грозный - Владимир Целебровский
Мария - Олеся Гордеева

При упоминании о французском композиторе Жорже Бизе чаще всего вспоминаются мелодии хабанеры и сегидильи из оперы «Кармен», пожалуй, самой известной оперной драмы великого музыканта. Но есть в творчестве композитора малоизвестное и весьма неожиданное по своему сюжету произведение. В 1938 году в Национальной библиотеке Франции (Париж) состоялась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Жоржа Бизе, на которой впервые была представлена незавершенная партитура оперы «Иван Грозный». За пять лет до этого события ее обнаружил Гийом де Ван — хранитель библиотеки Парижской консерватории. Ноты были найдены в бумагах Эмиля Штрауса (второго мужа вдовы Жоржа Бизе) после его кончины в 1929 году и переданы Национальной библиотеке Франции.

Опера «Иван Грозный» была написана Жоржем Бизе между 1862 и 1864 годами на либретто Франсуа-Ипполита Леруа и Анри Трианона. Это самая яркая и интересная из известных нам опер зарубежных композиторов на русскую тему. В основе сюжета лежит реальное историческое событие — женитьба царя Ивана Грозного на черкесской княжне, хотя большинство сюжетных линий в произведении являются художественным вымыслом.

сцена из спектакля

В 1943 году в Париже в концертном исполнении были представлены несколько номеров из оперы «Иван Грозный». Первая постановка оперы со множеством купюр была показана в 1951 году в Большом театре Бордо. Труппа дала два представления своей постановки в «Опера-Комик» в Париже в декабре того же года. Затем произведение было поставлено в Кельне в апреле 1952 года и в Берне в декабре 1952 года. В 1975 году для медиагруппы BBC была создана более точная версия с восстановленным ранее непредставленным материалом. Впоследствии дирижер Говард Уильямс подготовил полное исполнительское издание оперы, используя собственную версию незавершенной финальной сцены (переработанную на основании материалов Жоржа Бизе), которая была представлена в концертном исполнении на фестивале в Монпелье. После этого об опере Жоржа Бизе забыли.

Художественный руководитель и основатель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России Юрий Александров воскресил яркую оперную страницу мирового музыкального театра XIX века. Мировая премьера состоялась в декабре 2022 года на родной сцене коллектива. А теперь, в рамках фестиваля «Видеть музыку» эту раритетную постановку увидели на сцене «Геликон-оперы» и москвичи.

Вряд ли эту оперу ждет такая же творческая судьба, как у «Кармен», но гениальная музыка Бизе не оставляет равнодушным никого. В ней, как минимум, пять хитовых мелодий; полные истового драматизма сцены любви, мести, героизма; искусная оркестровка; проникновенная лирика; разнообразные хоровые эпизоды; сложные ансамбли и арии главных героев, где «есть, что попеть»! Так, очень эффектно были исполнены солисткой «Санктъ-Петербургъ Оперы» Олесей Гордеевой обе арии Марии - невесты царя Ивана Грозного, дочери черкесского князя Темрюка. Согласно либретто, царь насильственно забирает ее в жены и увозит в Москву. Но Мария искренне влюбляется в Грозного, и её драма заключается в страданиях от двойственного положения: она стремится вернуться на родину к родным, но, в то же время, не может расстаться с любимым супругом. Эти судьбоносные противоречия царской невесты Марии и становится, по сути, главной драматургической линией оперы.

сцена из спектакля

Артисты петербургского театра блестяще справились со сложными партиями. Брутальным и харизматичным выглядел Иван Грозный в исполнении фактурного баса-баритона Владимира Целебровского, многогранную артистическую и вокальную работу продемонстрировал тенор Владислав Мазанкин в создании образа Игоря (брата Марии).

Настоящих оваций достоин оркестр театра под управлением Александра Гойхмана, который представил тонкую, проникновенную, чувственную, по-французски изысканную интерпретацию.

Крупнейшие оперные композиторы и постановщики многократно призывали не искать в опере историзма, и постановка Юрия Александрова следует этому тезису, недаром режиссёр называет этот спектакль «романтической фантазией в двух частях». Красивый и изысканный спектакль становится взглядом на Россию из Франции 19 века - этаким нежным бисквитом «а ля рус», где ведётся рассказ хоть и про царскую невесту, но по-французски. И главное место в этом картинном повествовании играет, несомненно, прекрасная музыка французского классика Жоржа Бизе.

Варвара ТРОФИМОВА
фотографии Елены Лапиной
предоставлены
пресс-службой фестиваля
«Видеть музыку»

18.10.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей