• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



02.05.2024

В день памяти Александра Скрябина прозвучал его личный рояль

27 апреля для многих почитателей творчества Александра Скрябина во всём мире – особенный день. Это день памяти композитора, пианиста, философа и поэта эпохи Серебряного века. В стенах его последней квартиры – ныне мемориального музея – прошла особенная музыкальная программа. А его преданные почитатели, исследователи и сотрудники музея во главе с директором музея, Заслуженным работником культуры РФ Александром Лазаревым возложили цветы к памятнику композитора на Новодевичьем кладбище.

Как поделился директор Александр Лазарев: «Сегодня 109 лет как нет Александра Николаевича. И если первые сто лет день памяти все-таки проходил с осадком, то второе столетие мы воспринимаем с благодарностью. Слава Всевышнему, что память о композиторе все еще жива и будет жить вечно. Музыка Скрябина очень сложная, и удивительно, что ее исполняют дети! Но со временем вдруг начинаешь понимать, что наши совсем юные пианисты действительно понимают и музыку, и философию Скрябина. И сегодня они будут выступать на сцене в честь Александра Николаевича».

Вновь, как и при жизни композитора, зазвучал его рояль – легендарный инструмент Bechstein, подаренный официальным представителем компании в России Андреем Дидерихсом в 1912 году. После смерти Скрябина на этом рояле играли Сергей Рахманинов, Владимир Софроницкий, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Мария Юдина, Генрих Нейгауз, Ван Клиберн и другие артисты. В настоящее время рояль звучит лишь два раза в год: в день рождения и в день памяти Александра Николаевича. В этом году произведения Скрябина на его личном инструменте исполнил знаменитый пианист, заслуженный артист России Михаил Аркадьев.

«В этом доме, где Скрябин провел последние три года своей жизни, остались отзвуки его исполнения, голоса друзей, которые собирались здесь, в этой комнате, и слушали его музыку, рассказы, мечты о лучшем будущем человечества. Звучало здесь и о том, что мир —это Вселенная, а музыка — это дорога ко Вселенной, к душе человека, а душа — часть души Вселенной. И вот сколько прошло десятилетий, а в этом доме все еще 27 апреля и 6 января собираются люди, которые хотят услышать голос Скрябина через его рояль» – отметила заместитель директора по научной работе, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Валентина Рубцова.

Инструмент удивительным образом сохранил свой богатый матовый голос без какой-либо реставрации, хоть и ресурсы его уже на исходе. Безусловно, рояль уступает современным лакированным лощеным товарищам, но он хранит живую историю и передает ее в точности до мельчайших звуковых нюансов, тем более музыка Скрябина, в особенности позднего этапа, отличается неповторимой тонкостью деталей и чувствительностью. Подобных сочинений не было ни до, ни после композитора, он стал единственным в своем мире.

Поэтому слушать Скрябина можно бесконечно, его музыка – это отдельный мир, существующий вне временного континуума. Задатки своего стиля слышны с ранних сочинений, хоть и есть явная опора на достижения великих предшественников. Эта мысль стала импульсом для Михаила при выборе сочинений. Маэстро выбрал одну из ранних прелюдий (№4, ор. 11, ми-минор) и самые последние (5 прелюдий, ор. 74). Какой интересный возникает контраст! Публика наблюдала яркие вспышки разных граней одного феноменального бриллианта. Камерная обстановка в рабочем кабинете композитора, вмещающая в себя не больше 15-ти человек, позволила прислушаться к филигранным деталям, отчетливо выделявшиеся пианистом.

Скрябин жил своими грандиозными идеями и реализовывал их в музыке, не отвлекаясь на другие мысли. БОльшая часть сочинений является поиском ответов на вопросы единения всех народов, очищения духа и в результате преобразования всего мира. А по итогу Мистерии все должно слиться воедино – субъективное и объективное, личностное и вселенское, человеческое и божественное, активное и пассивное, действующее и претерпевающее. День памяти окруженного мистикой композитора прошло тоже не без удивительных символов!

Для пианиста выступление стало судьбоносным. Михаил впервые посетил музей в далеком 1973-году, будучи юным студентом. Тогда двери ему открыла дочь композитора Елена Александровна Скрябина-Софроницкая, которая попросила юношу помочь украсить рождественскую елку, ведь он случайно попал в день рождения композитора – 6 января! Позже Михаил стал видным исследователем творчества Скрябина, а сама квартира превратилась в родное пристанище почитаемого гения. Михаил поделился не только теплыми воспоминаниями, но и особенностями гармонического языка композитора. А за роялем он с блеском исполнил два ключевых сочинения, ярко отражающие масштабные идеи Скрябина – огненную поэму «К пламени» ор. 72, которая была непосредственно создана за этим инструментом и исполнена самим композитором, и этюд до диез минор ор. 42 №5.

Музыка продолжилась в концертном зале современного медиацентра «Дом Скрябина», где состоялся традиционный гала-концерт лауреатов и дипломантов Конкурсного прослушивания «Стипендия имени А. Н. Скрябина». Михаил открыл музыкальный парад юных пианистов, отдавших дань памяти великому гению. В гала-концерте приняли участие как заслуженные артисты, лауреаты международных конкурсов, так и совсем юные, но, безусловно, очень талантливые пианисты – победители конкурсных прослушиваний последних лет, которые, верится, будут продолжать исполнять музыку Скрябина. 

Информация предоставлена
пресс-службой Мемориального музея А. Н. Скрябина

02.05.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей