• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



17.09.2019

IV Фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» выстраивает систему зерка

16 сентября в Москве состоялось открытие IV Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку». Фестиваль продлится до 11 ноября и в этом году театральные площадки Москвы принимают 33 театра: из них 17 региональных, 4 из Санкт-Петербурга и 12 московских. Спектакли пройдут на сценах Большого театра, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новой оперы», «Геликон-оперы», Детского музыкального театра имени Н.Сац,  РАМТа, Центра оперного пения им. Галины Вишневской. В день открытия фестиваля в «Большом театре» состоялась пресс-конференция. В этом году программа фестиваля значительно расширилась: в связи с Годом театра в России увеличилась финансовая поддержка фестиваля «Видеть музыку» от Министерства культуры Российской Федерации; также в рамках биеннале театрального искусства фестиваль получил поддержку от Фонда «Президентских грантов». Эти два фактора позволили фестивалю «Видеть музыку» расширить афишу и показать в Москве 40 спектаклей. Зрителей ждет насыщенная программа – от оперы до мюзикла. 

Нынешний фестиваль «Видеть музыку» проходит в год 15-летия Ассоциации музыкальных театров (далее АМТ). Это крупнейшее профессиональное сообщество было образовано в 2004 году и сразу же объединило множество театральных коллективов и мастеров профессионального искусства со всей России. Сегодня членами Ассоциации являются свыше пятидесяти крупнейших музыкальных театров страны, включая ведущие оперные театры Москвы и Санкт-Петербурга, а также ряд театров стран СНГ и ближайшего зарубежья.

По словам президента Ассоциации Георгия Исаакяна, в то время, когда фестиваль только зарождался, одной из его задач было создание объективной панорамы того, что происходит на территории нашей страны. «В прошлом году в наши ряды вступили крайние точки России: Калининград и Хабаровск. Только представьте, какое количество часовых поясов между этими городами, - говорит Георгий Исаакян. – Мы стремимся создать панораму во многом невидимого архетипа под названием «Российский музыкальный театр». В нашей афише представлены спектакли, в основном не замеченные столичными знатоками и профессиональными критиками. Дело в том, что культура – вопрос контекста. Зритель должен понимать, в каком контексте возникает тот или иной спектакль. Во многом контекст «рождается» из событий, происходящих в данном регионе. Сравнивая афишу фестивальных спектаклей за эти четыре года, можно говорить об очень важных и иногда не очень радостных диагнозах российского музыкального театра».

Генеральный директор Большого театра Владимир Георгиевич Урин сказал:  «Я считаю, что этот фестиваль уникален своим главным принципом – каждый театр сам отбирает спектакль, который, по его мнению, необходимо привезти в Москву. А значит, берет на себя всю ответственность».

 Помимо показов спектаклей, фестиваль действительно уделяет значительное внимание теоретической составляющей, организуя дискуссионные панели и круглые столы, призывающие участников к диалогу. «Все это – важный инструмент для осознания нами самими и нашими коллегами со всей страны, где мы находимся и, что с нами происходит.

И, в первую очередь, насколько эффективна работа культурной политики. Мы все время сетуем на то, что у нас нет культурной политики, но мне кажется, что как раз на территории театров можно проследить, какие иногда не радостные плоды действующая культурная политика может приносить. В первую очередь это касается выталкивания театров в коммерческую зону – рынок – что влечет за собой  ухудшение положения. В Москве это не так заметно, но хорошо прослеживается на примере региональных театров» - сказал Георгий Исаакян.

В Год театра организаторы фестиваля впервые решили услышать голос «извне» и в рамках авторского проекта Георгия Исаакяна «Диалоги об опере» пригласили к к разговору политиков, представителей власти и бизнесменов.

«Мы выступили с таким предложением, так как хотим сформулировать, что значит для человека со стороны «музыкальный театр» сегодня, - говорит Георгий Исаакян. - Иногда у меня возникает вопрос, а нужен ли сегодняшнему обществу музыкальный театр. В одном из региональных театров я услышал буквально сбившую меня с ног информацию, что в местном парламенте всерьез обсуждалось, нужен ли городу музыкальный театр, и зачем на него тратить деньги. Да, театры Москвы защищены, но в регионах могут быть вполне серьезные, но, на мой взгляд, совершенно нелепые, дискуссии на эту тему. И в рамках проекта мне бы хотелось обсудить данный момент».

На сайтах театра им Н.И. Сац и фестиваля «Видеть музыку» по инициативе театрально-музыкального критика Дмитрия Морозова в этом году стартует проект «Дневник фестиваля», в рамках которого практически все спектакли будут получать отклик и разбор критиков. «Для театров, в особенности региональных, очень важен такой «фидбэк». Неправда, когда мои коллеги говорят, что делают что-то сами для себя. Для себя люди делают что-то на кухне. Если ты выносишь на публику некий результат своей деятельности, то тебе важен отклик, - отмечает Георгий Исаакян. - Как театр – зеркало, в которое смотрится общество, так и критика – зеркало, в которое смотрит театр. Без этой системы зеркал театральный процесс неполноценен. Нам не важны комплименты, но нам важен анализ того, что мы делаем и того, что происходит с нашим театром».

В рамках фестиваля «Видеть музыку» состоится особая программа студенческих спектаклей. «Идея возникла в прошлом году, когда Александр Петров, в рамках Российской национальной премии-фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»  в Санкт-Петербурге провел лабораторию студенческих показов. Мне кажется, возник очень интересный контекст того, что представляет собой молодой оперный театр России. И в рамках нашего фестиваля мы решили продолжить такой формат общения» - говорит Георгий Исаакян.

Александр Петров, создатель и художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье», профессор Российского государственного института сценических искусств, рассказывает: «Лаборатория студенческих показов на фестивале «Арлекин» дала нам возможность не только увидеть какие-то новые работы, но в первую очередь, была полезна для самих студентов. Она позволила им построить общий диалог в рамках мастер-классов и занятий импровизации. То, что в этом году аналогичную лабораторию запускает и фестиваль «Видеть музыку» - залог будущего развития музыкальных театров. РГИСИ также принимает участие в студенческих показах и представит на сцене РАМТа музыкальную комедию «Декамерон. Десять мадригалов К.Монтеверди, разыгрываемых по новеллам Дж.Боккаччо» 30 сентября».

Тему продолжает ректор ГИТИСа Григорий Заславский: «Для нас это был необычный опыт. В прошлом году более 70 студентов ГИТИСа из четырех мастерских выезжало в Санкт-Петербург на фестиваль «Арлекин». И не было ни одного курса, который бы не говорил, что это общение стоит в некоторых случаях целого года определенных лекций и семинарских занятий,  проводимых внутри института, именно таких, когда «варятся в собственном соку». И наши мастера с ними соглашались.

По-моему это замечательно –  естественное продолжение учебного процесса. По афише студенческой программы «Видеть музыку» вы увидите, что есть и вполне классические оперы и достаточно неожиданные для молодых исполнителей постановки».

В этом году сразу восемь театров впервые представят свои постановки в рамках фестиваля «Видеть музыку».  Директора и художественные руководители рассказали, какие спектакли покажут московским зрителям.

Елена Альфер, художественный руководитель Калининградского музыкального театра: «Для нас большая честь принимать участие в данном фестивале. Наш театр достаточно молод – ему всего 20 лет. Художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман стоял у истоков нашего музыкального театра – ведь театр был создан на основе его курса в ГИТИСе. И опера «Иоланта», которую мы представляем в этом году на фестивале «Видеть музыку» на пятьдесят процентов сделана с театром «Геликон-опера».  Получилась очень интересная коллаборация».

В афише фестиваля есть и такие важные события, как мировые премьеры. Как считает Георгий Исаакян, несправедливо, что они «прошли мимо столиц». Одно из таких событий – премьера балета «Вешние воды» на музыку композитора Владимира Кобекина, которую представит на фестивале Саратовский академический театр оперы и балета. «Мы выпустили этот спектакль в мае 2018 года, на на XXXI Собиновском фестивале, - рассказывает директор Саратовского театра Алексей Комаров. -Премьера была приурочена к 200-летию Ивана Сергеевича Тургенева. Специально по заказу нашего театра Владимир Кобекин написал музыку к балету в двух действиях «Вешние воды» по одноименной повести Тургенева.  Это первый балетный опус композитора Владимира Кобекина, хорошо известного как автор опер. Музыка рождалась сложно, в ходе работы над постановкой работа над партитурой продолжалась. В итоге спектакль получился ярким и динамичным».

Омский государственный музыкальный театр также привез в столицу балет. Нас  поставили в программе для подростков, - говорит директор театра Нэлли Бут. - Но я думаю, что наш балетный спектакль «Идиот» на музыку П. И. Чайковского будет интересен не только юному зрителю – взрослая публика сможет взглянуть на произведение Достоевского с новой стороны, ведь у нас получился очень серьезный спектакль.  Для нас участие в данном фестивале своего рода экзамен и нам важен отклик зрителей и критиков».       

Художественный руководитель-директор Детского музыкального театра юного актера Александр Фёдоров: «На этот фестиваль мы заявляем спектакль «Баранкин, будь человеком». Опера написана 30 лет назад композиором  Ефремом Подгайцем, который уже стал классиком. Спектакль идет на регулярной основе на сцене театра «Новая опера» -  это большая сцена для детей, оркестр – не фонограмма – и мы отрабатываем по два спектакля в день. Дети – это серьезно. Не будет детей в театре, значит, не будет зрителей для последующих постановок. Не нужно забывать, что основная работа театра – воспитание зрителя. Потому что, если человек не придет и не влюбится в театр в детстве, в дальнейшем ему будет сложно прийти во взрослый театр и смотреть серьезные постановки».

Светлана Борисова, директор Оренбургского государственного областного театра музыкальной комедии: «Отрадно, что в таком фестивале, помимо крупных оперных и музыкальных театров, могут принять участие и небольшие театры. Мы действительное впервые принимаем участие в фестивале «Видеть музыку» и представим мюзикл «Джейн Эйр» Кима Брейтбурга. Для нашего региона этот мюзикл стал настоящей театральной сенсацией и получил признание – с ним мы вошли в шорт-лист Международной театральной премии зрительских симпатий «Звезда театрала».

Рустам Мухамедьяров, директор Ивановского Музыкального театра:

«Мы рады принять участие в фестивале «Видеть музыку». Также мы вошли в Ассоциацию музыкальных театров, что очень ценно, ведь хорошо, когда ты чувствуешь плечо коллеги, который не только помогает, но и дает хорошие советы. На фестиваль мы привозим спектакль «Сильва» - оперетту композитора Имре Кальмана. Я считаю, что это хороший и крепкий спектакль. В  Иваново население составляет 400 тысяч человек, а наш зрительский зал рассчитан на 1500 мест. Мы сыграли десять «Сильв» при полных аншлагах, что без сомнений, приятно. И сейчас мы хотим показать наш спектакль московскому зрителю».

Спектакли фестиваля «Видеть музыку» пройдут на сценах всех музыкальных театров Москвы в течение двух месяцев, а завершит его торжественная церемония и вручение премии «Легенда» 11 ноября 2019 года в Бетховенском зале Большого театра. Премия будет вручена тем, кто отдал жизнь музыке и сцене, тем, кого уважают и любят и зрители, и критики, тем, кто заслуживает слов: «Вы – легенда!».

 

Александра САЙДОВА.

Фото автора.

Полную программу IV фестиваля «Видеть музыку» смотрите на сайте http://vmfest.ru

17.09.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей