Новости |
06.12.2023
«ВОЛГА ОПЕРА» задала современному музыкальному театру «Главный вопрос»
В Чувашском государственном театре оперы и балета «ВОЛГА ОПЕРА» состоялся творческий эксперимент – создана и поставлена цифровая космическая опера «Главный вопрос».
Отвечая на вызовы времени, творческая группа во главе с автором идеи, художественным руководителем театра Андреем Поповым осуществила постановку оперы в интеграции с искусственным интеллектом, и этот опыт оказался успешным. Режиссер Дмитрий Отяковский, композитор Рустам Сагдиев, балетмейстер Данил Салимбаев использовали возможности нейросети для создания фрагментов либретто, музыки, а также костюмов и сценического оформления.
Спектакль состоит из эпизодов, связанных темой этических отношений на разных уровнях – от взаимодействия с инопланетным разумом, до межличностных отношений.
Каждый из девяти эпизодов исполняется на разных языках: русском, санскрите, немецком, квазиславянском, чувашском, японском, английском, французском, итальянском. Солисты, а еще больше хор добились специфического неземного звучания, используя возможности микрофонного звука. В этом спектакле огромная работа проделана хором (хормейстер Александр Милов), и хотя чаще всего хор не видно на сцене, именно его закулисным исполнением создается внеземная атмосфера.
В ткань спектакля все время врывается межгалактический искусственный интеллект, Deep Thought AI, который на своем мысленном экране-сцене будто прокручивает возможные варианты развития событий, а в интермедиях между эпизодами на проекционном экране просчитывает варианты ответов. В спектакле много отсылок к научно-фантастическим произведениям, компьютерным играм, аниме и философским трудам. В костюмах и сценографии – торжество наших современных визуальных представлений о фантастике, созданных фильмами, сериалами и играми. Каждый эпизод имеет свое название, а зрители по QR коду могут скачать либретто.
Начинается цифровая космическая опера с Интервенции внеземного разума на заседание Ученого Совета, таким образом, мирная жизнь человечества оказалась нарушенной, пришла новая эпоха, которая стерла из памяти людей гуманистические идеалы. И не только из памяти людей: в эпизоде Эвтаназия инженер (Илья Гурьев) настраивает программу шахтной вагонетки АРГО (Василиса Савкина), постепенно возвращает ей память и выясняет, что прежде она была космическим кораблем, но нарушила заложенную программу – взяла управление на себя, спасла миллионы жизней на планете Колхида, погубив при этом свой экипаж.
Одним из самых значимых для создателей-экспериментаторов стал эпизод Медитация, полностью созданный нейросетью: текст медитации был написан на санскрите, музыка также создана нейросетью по техническому заданию из пяти нот. А на сцене, отраженная зеркалами во множестве, ведет свой танец робот-собака, управляемая из-за кулис.
Неожиданные смысловые параллели звучат в сцене Ритуала, когда племя под предводительством Шамана (Константин Москалев) отвергает достижения ученых, призывая свои божества Древоточения, мы понимаем, что это обращение к инопланетным существам, прежде прибывшим на Землю и ставшими объектами поклонения.
Очаровательная Кибер-Акита-Нео (М.Финогентова)– японская горничная-кошка расставляет чашки для чайной церемонии в ожидании хозяина, убирает их, расставляет снова и в этой механической заданности робота проявляются человеческие чувства страдания, грусти, одиночества и бесконечное ожидание своего хозяина в эпизоде Проклятие.
В спектакле есть даже космический балет в Невесомости на чувашском языке - дань третьему космонавту Планеты Андрияну Николаеву.
Кульминацией спектакля стал образ восстания человека против машин в эпизоде Премия. Лауреат престижной 42й Супергалактической Премии за научный труд «Интервенция электрических бобров из далекого космоса» с высокой трибуны объявляет о том, что таких бобров не существует, он сделал научное исследование по всем правилам науки и доказал, что искусственный интеллект можно обмануть. Горячее выступление Лауреата (Илья Гурьев) не оставляет равнодушным присутствующих на церемонии и зрителей, правда, с разными знаками эмоций.
И Вдохновение невозможно в мире искусственного интеллекта. Художница (Елена Соколова) безуспешно пытается подчерпнуть его из нейронной сети, на что сеть жестоко отвечает – я твое отражение.
Финал спектакля Deus ex machina возвращает нас в итальянский оперный театр, в котором все герои оперы весело и непринужденно сообщают, что день, когда интеллектуальные машины придут в жизнь людей уже настал, искусственный интеллект успешно манипулирует людьми и подтверждение тому – реакция каждого зрителя в зале, который по команде зажег фонарик на своем телефоне.
Петербургскому композитору Рустаму Сагдиеву удалось создать фантастическую космическую музыку, и дирижировать ею оба премьерных спектакля в Чувашском театре оперы и балета «ВОЛГА-ОПЕРА».
Грань между человеческим и искусственным интеллектом в космической опере оказалась гармонично соблюдена, но Главным остается вопрос – когда искусственный интеллект возьмет верх над «несовершенством» человеческого, и возьмет ли.
Наталья ЗЫКОВА
Фото предоставлены
Чувашским государственным
театром оперы и балета
06.12.2023
Анонсы |
-27.03.25-
-05.04.25-
-06.04.25-
-12.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-