Новости |
К поэтике композитора Владислава Агафонникова
80-летие Владислава Агафонникова, прошедшее 20 мая в Большом зале консерватории в виде масштабного концерта, обернулось не столько подведением итогов, сколько знакомством с его собственными Началами музыки, которые следует понимать и развивать.
Прежде всего, Начало хорового пения. Для меня хор – это особая цивилизация становления индивида в обществе. И обратно – общество рождается в хоре. Но Владислав Германович предложил понимать хор, как цивилизацию русской речи…
Выпевание слов становилось в слухе зрителя то скороговоркой леса, то шепотом воспоминаний, то басовым распевом внятной академической речи. Музыка, выступая «внутренней формой слова», открывала и сохраняла Речь: глубокомысленную, артикулированную, самостоятельную, историческую, как воплощение мышления. Хор под управлением Льва Конторовича ошеломил своей трепетностью, иронией: «зацепилось солнце за сосну» 16 долями. И каким-то несгибаемым бесстрашием и многообразным упорством. Как будто перед нами говорил весь мир, а не хористы на этажерках.
Симфоническое начало. Скерцо из Симфонии, посвященной Николаю Мясковскому, разрослось до трагической оратории. Симфония обнаружила свои хоровые, а не только театральные корни. Симфония стала хором оркестра. Группы инструментов будто противоречили друг другу, как моменты диалога композитора. И мы услышали Полифонию Времени трагического и одновременно культуроформирующего. Катарсис этой трагедии состоял в ясности понимания всех ее участников и возможности развития их позиций в собственных произведениях…
Педагогическое начало. Юбиляр очень мало говорил о себе. Разве только о том, что на первом конкурсе сочинений Хорового училища, где председателем жюри был Арам Хачатурян, первое место в старшей группе занял Родион Щедрин, а в младшей - Агафонников. И больше Владислав Германович говорил только об учителях и системе обучения своего отца , А.Н. Свешникова, В. Шебалина, Якова Зака... Сороковые годы еще с конца войны стали революцией в педагогике: ученик сразу начинал работать в малой группе с опытным преподавателем или профессором. Так было не только в музыке, но и в физике, математике и ракетостроении.
Свои воспоминания Владислав Германович перевел в музыку «Исповеди отцу» (2013) , которая была создана как сопряжение бесконечности «речевого жанра» струнных инструментов и тревожного, своенравного голоса рояля. Оркестром консерватории управлял Вячеслав Валеев, а за роялем солировал композитор.
Поразила работоспособность юбиляра. Агафонников тщательно выверял работу хора, оркестра, трех дирижеров и двух телеканалов. И, хотя композитор чуть не утонул в море цветов, в конце вечера он буквально вынырнул из букетов роз и попрощался с публикой «Вокализом» Рахманинова. Вероятно, для будущих сочинений.
Юрий Манаков
Фотографии автора
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-