Новости


Подписаться на новости



«Женитьба Фигаренко» - 28 лет ожидания

17 мая в Московском театре «Геликон-опера» состоялась мировая премьера оперы «Женитьба Фигаренко» Микаэла Таривердиева. Это четвертая и последняя опера композитора, ремейк  знаменитой «Свадьбы Фигаро» Моцарта по не менее знаменитой пьесе Пьера Огюстена Карона де Бомарше. Все роли в постановке исполнили студенты ГИТИСа, мастерской художественного руководителя театра «Геликон» Дмитрия Бертмана. 
 
По словам президента Благотворительного фонда Микаэла Таривердиева Веры Таривердиевой, столкновение прошлого и современности для композитора всегда было захватывающим процессом. Именно поэтому события «Свадьбы Фигаренко» перенеслись из XYIII в XX век, уже не говоря о том, что в построении формы и интонациях композитор использовал аллюзии с моцартовским языком. Все девять персонажей из оригинального произведения Моцарта-Бомарше перекочевали в оперу Таривердиева под несколько измененными, но также узнаваемыми именами: Фигаро – Фигаренко, Сюзанна – Сюзонова, Граф Альмавива – Евграф Альмавивов. «В каком-то смысле эта опера – загадка, разгадать которую еще предстоит», - отмечает Вера Таривердиева, – «Сам Микаэл Леонович считал, что это лучшая его опера».  Вера Гориславовна вспоминает о работе композитора над этим произведением: «Замысел падал на него целиком – в какой-то момент он сыграл эту оперу от начала и до конца… Когда он работал над этой оперой, за ним было очень интересно наблюдать – во время записи музыкального текста он периодически смеялся. Опера действительно получилась очень смешной». 
 
Галина Тимакова, Дмитрий Бертман, Вера Таривердиева 
 
Перед премьерой спектакля Вера Таривердиева преподнесла в дар театру авторскую рукопись «Женитьбы Фигаренко».  «Я хочу, чтобы она была в том месте, где эта опера встретит своих первых слушателей» - сказала Вера Гориславовна.
 
Микаэл Таривердиев писал оперу в 1989-1990 годах, планируя ее постановку на сцене Московского камерного театра Бориса Покровского. (Интересный факт – «Свадьба Фигаренко» написана ровно 28 лет назад и является ровесником театра «Геликон»).  Однако произведение никогда не исполнялось при жизни композитора. В 2016 году в Большом театре на фестивале «Запомни этот миг!», посвященном 85-летию Микаэла Леоновича, прозвучали ее отдельные фрагменты. «Возможно, во время написания опера была слишком современной, слишком про сегодня. Но сейчас она уже про вчера» - объясняет Вера Таривердиева.  
 
По словам режиссера спектакля Галины Тимаковой, студенты не имели никакого представления о жизненном укладе во времена перестройки. Именно поэтому познание материала к ним пришло через музыку Таривердиева. «Благодаря знакомым мелодиям они смогли проникнуться этим материалом», - отметила Тимакова. 
 
Для актеров, задействованных в опере, «Женитьба Фигаренко» стала первым серьезным опытом выступления в театре и первым выступлением с оркестром. Дирижер Валерий Кирьянов отметил, что вокальные партии у Микаэла Таривердиева сложны, и интонационная сфера подчинена максимальной выразительности, присущей опере-сатире. «Здесь нет удобных вокальных партий, что также явилось сложностью для наших студентов - заметил Кирьянов, - тем не менее, я хочу похвалить наших студентов. За эту работу, к которой мы приложили все силы, я испытываю только гордость». 
 
Дмитрий Бертман назвал процесс постановки оперы для студентов «работой следопыта». «Эта опера достаточно озорная вещь, и я понял, что ее нужно сделать именно для этих ребят. Для студентов, незнакомых с этим временем. Чтобы через постановку произошел процесс связи поколений, осознание своей истории и, конечно, прикосновение к потрясающей музыке великого композитора, являющимся нашим – и их – современником. Для меня этот спектакль очень важен», - подчеркнул Дмитрий Александрович. 
 
Сцена из спектакля. Давид Посулихин в роли Фигаренко 
 
Бертман отметил, что, еще будучи школьником, посещал оперы Микаэла Леоновича в театре Покровского. «Для меня Таривердиев - в первую очередь, оперный композитор. Например, спектакль «Граф Калиостро» я посмотрел бесчисленное количество раз. И когда я впервые услышал его музыку для кинофильмов, то очень удивился» - вспоминает Дмитрий Бертман. 
 
Следующий показ оперы на сцене Московского театра «Геликон-опера» состоится 2 июля, затем постановка останется в репертуаре театра. 
 
Александра САЙДОВА
 
Фото И.Шымчак предоставлены пресс-службой театра «Геликон-опера»
 

← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей