Новости


Подписаться на новости



Звёзды белых ночей 2017

Тринадцать «свиданий» с маэстро Гергиевым

В Санкт-Петербурге прошёл юбилейный – двадцать пятый Международный музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей», давно ставший одним из главных культурных событий нашей страны. Инициатор, идеолог и неизменный художественный руководитель фестиваля – всемирно известный дирижёр и деятель музыкальной культуры маэстро Валерий Гергиев, место проведения – сценические и концертные площадки Мариинского театра. Нынешний фестиваль, длившийся без малого два месяца, как всегда порадовал исключительно насыщенной программой и действительно звёздным составом участников.

Посещение фестиваля не только дарит массу ярчайших впечатлений и эмоций, но и даёт пищу для размышлений о процессах и тенденциях в современном музыкальном театре.

Из фестивальных событий «свидания» с маэстро - самые незабываемые. Трудно поверить, но Валерий Гергиев находился за пультом тринадцати из двадцати фестивальных событий, которые довелось посетить в течение двух недель пребывания в Санкт-Петербурге. Магия личности в сочетании с вулканическим темпераментом и неиссякаемой энергетикой выдающегося музыканта-интерпретатора позволили не однажды прикоснуться к вершинным образцам музыкального исполнительского искусства в спектаклях и симфонических программах.

Рассказать в небольшой по объёму статье обо всех фестивальных впечатлениях не представляется возможным, поэтому остановлюсь, в основном, на оперных спектаклях, представивших своеобразный срез богатой и разнообразной афиши Мариинского театра.

Уже самые первые увиденные спектакли убедили, что Мариинский театр - на переднем крае современных театральных технологий. Традиционные декорации с расписанными живописными задниками и кулисами постепенно уступают место выполненному, что особенно важно, на высоком профессиональном уровне оформлению с применением трёхмерных видеоинсталляций, видеографики и других изощрённых технических приемов. Благодаря этому постановки обретают особую красочность и «живое дыхание», порой магически вовлекая зрителей в ауру сценического действия. Эти качества присущи всем премьерным спектаклям театра, которые довелось посмотреть.

Специально к фестивалю была подготовлена премьера редко исполняемой в России оперы Чилеа «Адриана Лекуврер», к которой Мариинский театр обратился впервые. Французская постановочная команда во главе с режиссёром Изабель Парсьо-Пьери предложила абсолютно реалистическое, без набивших оскомину постмодернистских новаций, но с использованием современных изобразительных средств, решение спектакля, в котором действие разворачивается в реальной исторической обстановке.

 Ф. Чилеа «Адриана Лекуврер». Адриана – Анна Нетребко, Принцесса де Буйон – Екатерина Семенчук. Фото Наташи Разиной

 Ф. Чилеа «Адриана Лекуврер». Адриана – Анна Нетребко,

Принцесса де Буйон – Екатерина Семенчук. Фото Наташи Разиной

Невероятный успех фестивального спектакля связан и с роскошью самой постановки (оформление и костюмы изумительны), и с выдающимся составом исполнителей. Оркестр под управлением Валерия Гергиева филигранно передал внутренний драматизм и просветлённую лирику партитуры этой оперы. Блистательная Анна Нетребко в заглавной партии покорила совершенным, достойным мировой примадонны звучанием роскошного голоса, сочетающего богатство тембровых красок, присущих не только лирическому, но и сугубо драматическому сопрано, безупречную кантилену, полётность и выразительность. А монолог Федры из одноимённой античной трагедии Расина, который по ходу действия произносит Анна Нетребко, явил её несомненный талант как драматической актрисы. В партии графа Мориса Саксонского достойным партнёром примадонны показал себя Юсиф Эйвазов, обладающий редким по красоте и яркости тембра тенором и подкупающей искренностью сценического существования. Откровением спектакля стала и Екатерина Семенчук в партии принцессы де Буйон - соперницы главной героини. Сильное, исключительно красивое, исполненное подлинной страсти меццо-сопрано певицы, безусловно, достойно лучших мировых подмостков.

Осуществлённая в 2017 году постановка «Сицилийской вечерни» пополнила внушительный перечень вердиевских спектаклей в репертуаре Мариинского театра. Впечатляет постановочная культура театра, сумевшего достойно реализовать достаточно спорный, граничащий с нелепостью замысел французского режиссёра Арно Бернара, который радикально изменил время и место действия оперы. В результате разворачивающийся в XIII веке на Сицилии основанный на патриотических мотивах сюжет оперы превратился в происходящую в 1920-е годы в Нью-Йорке историю противостояния отстаивающей свой подпольный алкогольный бизнес мафии сицилийцев-переселенцев и полиции. Аргумент – активно пропагандируемое современными режиссёрами утверждение, что события и персонажи классических опер не интересны современным зрителям. Стоит ли, например, забираться в дебри веков, если каждому известен фильм «Крёстный отец». По ходу действия возникло множество всевозможных, порой трагикомичных нестыковок. Выручил впечатляющий видеоряд спектакля: чёрно-белая кинохроника на увертюре, отлично поставленные, то и дело прерываемые эффектными стоп-кадрами мизансцены, яркая мозаика костюмов, весьма натурально представленная сцена казни с виселицей и болтающимися на ней повешенными…

Но главное, конечно же, совсем не это. «Сицилийская вечерня» - грандиозная по масштабу работа, демонстрирующая высочайший уровень музыкальной интерпретации Валерием Гергиевым вердиевской партитуры, а также мастерства исполнителей ведущих партий, среди которых вне конкуренции безупречный во всех своих вокальных и актёрских проявлениях бас Ильдар Абдразаков – Джованни де Прочида и обладающий мощным, компактно звучащим баритоном Владислав Сулимский – Монфор.

Ещё одна яркая оперная премьера – «Саломея» Рихарда Штрауса. Подлинный фурор произвела молодая солистка Приморского филиала Мариинского театра Елена Стихина – певица, обладающая уникальным по силе, красоте и разнообразию оттенков драматическим сопрано. Спектакль решён драматическим режиссёром Маратом Гацаловым в абстрактно-символическом, вневременном ключе. Облачённые за исключением пророка Иоканаана во всё кристально белое, персонажи располагаются в ячейках огромных трехъярусных вертикальных панелей, при совмещении которых образуется слово «сон». В столь же абстрактной манере представлен и знаменитый танец семи покрывал, трактуемый постановщиком как череда трагических мировых катаклизмов, обрушивающихся на человечество с древних времён до наших дней: едва различимые контуры спроецированного на ячеистых панелях трепещущего женского тела заполняются картинками средневековых рисунков-страшилок и чёрно-белыми хроникальными кинокадрами бомбёжек, концлагерей, трупов, et cetera…

Несмотря на то, что Мариинский театр постоянно приглашает на постановки маститых зарубежных и отечественных режиссёров, его никак не назовешь «режиссёрским» театром. Всевозможные, подчас весьма неожиданные и смелые режиссёрские и сценографические изыски и эксперименты лишь дополняют эмоционально-выразительную палитру спектаклей. Главной всегда остается музыка.

Неувядаемый мэтр мировой оперной сцены Пласидо Доминго был на высоте в партии Макбета в одноимённой опере Верди. В свои 76 лет, перейдя на баритоновый репертуар, Доминго остаётся неподражаемым певцом-актёром. Время не властно над его голосом, который, обретя новые, более тёмные, густые тембровые оттенки, звучит по-прежнему ярко и свежо. Во всех отношениях достойной партнёршей Доминго была Екатерина Семенчук, с блеском исполнившая исключительно сложную, предназначенную драматическому сопрано, партию леди Макбет.

Дж. Верди «Макбет». Макбет – Пласидо Доминго, Банко – Михаил Петренко. Фото Валентина Барановского

Дж. Верди «Макбет». Макбет – Пласидо Доминго,

Банко – Михаил Петренко. Фото Валентина Барановского

Интересна индивидуальная дирижёрская манера Доминго. Стоя за пультом вердиевского «Трубадура», он был одновременно и дирижёром, и певцом, «пропуская через себя» все вокальные партии и как бы подпитывая исполнителей собственной энергетикой. К сожалению, в тот вечер энергии мэтра не хватило для того, чтобы исполнители поставленного более двух десятилетий назад спектакля по-настоящему зажглись и сдвинули с мёртвой точки перенасыщенное драматическими перипетиями действие. Исключение составила все та же Екатерина Семенчук в партии Азучены.

Впервые приехавшая в Россию обладательница огромного по масштабу драматического сопрано голландская певица Эва-Мария Вестбрук выступила в своей коронной партии Катерины Измайловой в опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», привнеся в старый, поставленный в 1996 году Ириной Молостовой, спектакль живую струю эмоций и страстей.

Из зарубежных гастролёров довелось услышать также находящегося в отличной вокальной форме знаменитого баса Ферруччо Фурланетто в партиях Захарии в концертном исполнении вердиевского «Набукко» и Дон Кихота в одноименной опере Массне.

Юбилейный фестивальный марафон «Звёзды белых ночей» - 2017 составили более 190 спектаклей и концертов с участием звёзд мировой сцены. Специальные программы были посвящены 135-летию со дня рождения Игоря Стравинского и 85-летию Родиона Щедрина, практически все оперы и балеты которого сегодня в репертуаре Мариинского театра.

Валерий ИВАНОВ

Фото предоставлены пресс-службой Мариинского театра


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей