• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


22.02.2023

Солисты Минин-хора исполнят сочинения
М. Мусоргского, Г. Свиридова, С. Прокофьева
и Д. Шостаковича

Третий концерт абонемента «Минин-хор. Солисты» посвящен русской вокальной музыке XIX — XX столетий: прозвучат сочинения Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова. Вечер пройдет 27 февраля в Культурном центре «Минин-хор» на Новой Басманной улице.

Первое произведение — вокальный цикл «Детская» Мусоргского (1872) на собственный текст — во многом, является ключом ко всему концерту. В этом революционном для камерной музыки сочинении поражает и богатство интонации (мир, интонация ребенка переданы во всей ее полноте и разнообразии), и смелость языка. Следуя за «великим учителем музыкальной правды» Александром Даргомыжским (именно это посвящение украшает первую из семи песен — «С няней»), Мусоргский заглядывает глубоко в XX век — к модернизму и символизму Прокофьева, характеристичности и гротеску Шостаковича, «новой почвенности» Свиридова (к авторам, звучащим в концерте, нужно добавить, в первую очередь, Дебюсси и Равеля — стиль этих мастеров сформировался под прямым и явным влиянием Мусоргского). Сочинение исполнит Евгения Сорокина.

Далее в программе — маленькая кантата (авторское определение)
«Деревянная Русь» Георгия Свиридова (1964). Композитор снова обратился к одному из главных своих поэтов (которого он, в сущности, и открыл для русской музыки) — Сергею Есенину. Сочинение существует в двух вариантах — для тенора, мужского хора и симфонического оркестра, а также для тенора с фортепиано. Подобная вариативность абсолютно логична: музыка камерна по своей природе, практически лишена внешних эффектов, сосредоточена на раскрытии глубинных есенинских смыслов. Сквозные темы — пути и странничества (причем странником оказывается и герой, и сама «Русь уходящая»), поиски Бога — впоследствии приведут Свиридова к его главному «есенинскому» сочинению — «Отчалившая Русь». Кантату исполнит Олег Куликов.

В «Автобиографии», говоря об основных линиях собственного творчества, Сергей Прокофьев упоминает и лирику. «Эта линия оставалась незамеченной, или же ее замечали задним числом. В лирике мне в течение долгого времени отказывали вовсе». Со временем оказалось, что Прокофьев был одним из тончайших лириков XX века, — только его лирика принципиально нова: она свободна от романтической экспрессии, окрашена иногда в холодновато-объективные, иногда в причудливо-символистские тона. «Пять стихотворений К. Бальмонта» для голоса с фортепиано (1921) по настроению близки изумительному циклу фортепианных миниатюр «Мимолетности» — эпиграфом к нему послужили строки того же Бальмонта. Сочинение исполнит Маргарита Ожерельева.

В завершение концерта — «Пять романсов на слова из журнала
«Крокодил»» Дмитрия Шостаковича (1965). Сатира, гротеск — неотъемлемый элемент художественного мира Шостаковича. Вспоминаются и фортепианный цикл «Юморески», и вокальные циклы «Сатиры» на стихи Саши Черного, и «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» (из романа «Бесы» Достоевского), и гениальные оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», и многие другие сочинения. Истоки сатиры в камерной вокальной музыке — это и русская классика
XIX века (Даргомыжский и Мусоргский), и русский авангард 1920-х (например, «Четыре газетных объявления» Александра Мосолова).

«Крокодил» — ведущий сатирический журнал СССР, он публиковал, в том числе, и фельетоны на острые социальные темы (но, естественно, смеяться можно было не над всем и не над всеми). Тексты Шостакович взял из двух разделов — «Нарочно не придумаешь» и «Листая страницы».

Сочинение исполнит Сергей Крылов.
Партия фортепиано — Елена Ильина.
Комментарий к программе — Михаил Сегельман.

Начало в 19-00.

Информация предоставлена 
пресс-службой Минин-хора

22.02.2023



← новости

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей