Новости |
Конкурс «Партитура» – серьёзный социальный лифт для молодых композиторов
В Москве проходит III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура». Первые два «сезона» проекта вызвали огромный резонанс в музыкальных кругах
Причём интерес к нему проявили не только начинающие авторы, но и члены жюри. Почему конкурс «Партитура» столь важен? С этим вопросом мы обратились к выдающимся музыкантам и деятелям культуры, которые в этом году будут оценивать работы конкурсантов в восьми номинациях: «Симфоническое произведение крупной формы»; «Симфоническое произведение малой формы»; «Балетная музыка»; «Оперная музыка и оперетта (мюзикл)»; «Киномузыка»; «Произведение для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром»; «Эстрадно-симфоническое произведение» и «Хоровая музыка». Подать заявку на участие в «Партитуре» можно до 1 мая на официальном сайте конкурса.
Александр Чайковский, председатель Совета Союза композиторов России
- Новые имена надо искать всегда, потому что каждый год появляются молодые амбициозные ребята, которые хотят, во-первых, прославиться, во-вторых, чтобы их музыка звучала. Это нормально, даже хорошо. И конкурс «Партитура», судя по предыдущим сезонам, оказался очень востребован, потому что очень долгое время (в 90-х-начале 2000-х) у нас молодые композиторы, были, по сути, предоставлены сами себе, никакой поддержки. А сейчас стартует уже третий конкурс, появился целый ряд новых имён в композиторском деле.
Михаил Брызгалов, генеральный директор Российского национального музея музыки
- Проведение III Всероссийского конкурса «Партитура» – часть комплексных работ по популяризации классической музыки и композиторской деятельности. Два года назад профессия «композитор» получила правовой статус. Сегодня большое внимание обращается на молодёжь, и конкурс «Партитура» является, на мой взгляд, ещё и неким таким серьёзным социальным лифтом для молодых композиторов. «Партитура» не только реализует возможности авторов презентовать себя широкой публике, но также привлекает к классической музыке молодую аудиторию. Все думают о том, как увлечь и привлечь молодёжь, как сделать так, чтобы молодёжь слушала современную музыку. Лучшие произведения прозвучат в Большом зале Московской консерватории, и это, несомненно, большое событие как для самих композиторов, так и для публики.
Фабио Мастранджело, дирижёр и художественный руководитель Музыкального театра имени Шаляпина
- «Партитура» – ценный опыт также и для дирижёров. Для нас очень важно общаться с молодыми композиторами. Все новые партитуры, как я часто говорю, – это просто спортзал для дирижёров, потому что в этом случае мы не можем сравнивать интерпретации таких партитур с интерпретацией других, уже известных сочинений. Поэтому для нас всегда интересно работать с новыми произведениями.
Максим Дунаевский, композитор
- Сегодня композитор находится в очень неважной ситуации, молодой тем более. Он брошен на произвол судьбы, у него нет лифтов, кроме участия в конкурсах. И «Партитура» из них самый большой, самый представительный. Молодые композиторы рассчитывают, что их услышат, а в условия «Партитуры» входит исполнение произведений победителей оркестром.
Я имею представление о студентах Московской консерватории. Мы регулярно встречаемся на зачётах и экзаменах. Но что делается во всей стране, я никакого представления не имею. «Партитура» – очень серьёзное подспорье для нас, композиторов, которые работают, которые воспитывают молодое поколение. Это возможность расширить свои представления о новом поколении авторов.
Георгий Исаакян, художественный руководитель и главный режиссёр Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац
- На поддержку того, что уже проверено временем, всегда ресурсы находятся, но самая сложная зона — это зона появления нового текста в любом виде искусства, будь то литература, музыка, хореография, режиссура, кино. И то, что возникла эта идея не просто поддерживать создание произведения, а дать возможность им прозвучать, быть услышанными, быть записанными — это очень ценная история.
На молодёжь надо обращать пристальное внимание, потому что они создают тот новый язык, который завтра будет общеупотребительным. Сегодня он может раздражать, может кого-то коробить и не устраивать, но завтра он станет классикой. Во все времена было так. Музыки для театральных спектаклей сейчас пишется много, главное – найти те произведения, которые будут говорить со слушателем на новом, интересном языке. Участие в конкурсе – это шанс для композиторов заявить о себе не только среди профессионалов, но и на широкую аудиторию.
Иван Бурляев, композитор
- Очень рад, что одной из номинаций конкурса стала киномузыка. Очень важно развивать это направление. Здесь специфика совершенно другая. Если композитор академической музыки, прежде всего, показывает себя и свой талант, то в медиа-сфере все-таки важно уметь понять и подчиниться чужой идее. Как, с одной стороны, не стать рабом чьего-то драматургического замысла, а с другой, — подружиться и при этом помочь истории быть рассказанной? Это очень важная задача, которой нужно учиться.
Александр Клевицкий, композитор
- Одна из номинаций конкурса – эстрадно-симфоническая музыка. Жанр своеобразный и требует от автора специфических навыков. Нужно хорошо знать оркестр, уметь выстраивать специфические для симфоджаза партитурные вертикали. Для этого нужно жить в этом жанре, понимать, как он устроен. Мне встречалось очень мало сочинений молодых композиторов, которые работают в этом жанре. Между тем, эстрадно-симфоническая музыка сейчас претерпевает изменения. Сегодня композиторы стали применять современные звуки, современные инструменты, использовать новые попевки, которых раньше не было. Конкурс «Партитура» – это необыкновенная возможность для молодого композитора услышать эталонное звучание своего произведения. А ещё «окунуться в музыкальный бульон» других авторов, посмотреть, что делают другие, сравнить свое творчество с творчеством других. Это очень полезно и важно.
Юрий Башмет, дирижёр
- Надеюсь, что конкурс «Партитура» станет той средой, где в условиях соревнования композиторы смогут улучшить свои навыки. Благодаря конкурсу возникает та конкурентная почва, когда участники слушают своё сочинение в исполнении настоящего симфонического оркестра, а не компьютерного музыкального редактора, оценивают работы своих коллег, получают оценку жюри, а значит, приобретают новый опыт.
Конкурс «Партитура» проводится Фондом инновационного развития культуры, образования, науки (ФИРКОН) совместно с Российским государственным музыкальным телерадиоцентром «Орфей» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Информация предоставлена
пресс-службой проекта
02.04.2024
Анонсы |
-13.09.24-
-13.09.24-