• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


29.11.2014

ГАЛИНА БЕЛОНОВИЧ: «ЧАЙКОВСКОМУ НЕ НУЖНО ЖДАТЬ ЮБИЛЕЯ, ЧТОБЫ ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ СВОЮ МУЗЫКУ…»

Галина Белонович

Галина Белонович:

«Чайковскому не нужно ждать юбилея, чтобы популяризировать свою музыку…»

С директором государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину, заслуженным работником культуры России и заслуженным деятелем искусств России Галиной Белонович ранее мы пересекались на разных мероприятиях. Запоминающейся стала встреча двухгодичной давности в историко-литературном музее-заповеднике А.С. Пушкина, что в усадьбе Большие Вяземы Одинцовского района Московской области. Там собирались директора ряда федеральных, муниципальных и областных музеев. Разместившись за красиво накрытым столом во дворце генерал-губернатора Москвы и героя 1812 года князя Голицына, они делились проблемами, с которыми столкнулись музейные работники. Именно там Галина Ивановна, рассказав о многоплановой деятельности руководимого ею музея, подчеркнула важность сохранения и пополнения его фондов, что требует больших финансовых затрат. Посетовав на то, что музей не смог выкупить одну из рукописей Чайковского, она напомнила, что в 2015 году будет отмечаться 175-летний юбилей со дня рождения П.И. Чайковского. И подчеркнула, что к этой дате готовится к выпуску полное собрание сочинений великого композитора.

На этот раз мы встретились в подмосковном городе Клин, где в один из дней проходила Международная конференция «Чайковский и XXI век: диалоги во времени и пространстве». Она была организована Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени М.И. Глинки в содружестве с музеем-заповедником П.И. Чайковского к 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского. Благодаря этому нам удалось пообщаться поближе.

- Галина Ивановна, когда Вы начали работать в музее П.И. Чайковского в Клину?

- В музее я работаю  с 1973 года. Начинала в должности научного сотрудника отдела мемориальных и изобразительных фондов; так этот отдел назывался в то время. Мне повезло, потому что его возглавляла Ирина Юрьевна Соколинская, внучатая племянница Чайковского. Она прекрасно знала коллекции и рассказывала о семье Чайковских и своих предках гораздо больше того, о чем пишут в книгах. С ней было интересно общаться. Иногда она говорила так: «Сегодня мы будем общаться по-немецки». Ну, немецкий у меня был неплохой, и подобная практика была полезной. Мы вместе делали много выставок. Вскоре меня назначили заведующей того же отдела.

- А что Вы окончили?

- В 70-м окончила кафедру истории искусства историко-филологического факультета в Уральском государственном университете имени А.М. Горького, что в Екатеринбурге. А находясь в должности директора с 1984 года, мне пришлось изучать и экономические дисциплины. В 90-е годы в Школе бизнеса в сфере культуры, организованной при Комитете Советских женщин в Москве, в течение месяца читали лекции профессора Утрехтского университета из Голландии. Они учили нас тому, как самим зарабатывать деньги, чтобы сохранить коллекции и персонал музея в сложных экономических условиях.

- Похоже на повышение квалификации.

- Позднее, в течение трех лет, я изучала музееведение и историю философии в Институте культурологи, сдала кандидатский минимум. Думаю, что каждый нормальный человек должен постоянно учиться и осваивать новые грани своей профессии. Этому помогла и практика, проходившая в 2002 году в США в рамках обмена опытом музейной работы между коллегами из разных стран. Вместе со мной ее проходили десять директоров музеев из разных городов, в том числе из Москвы. В течение месяца в четырех американских штатах мы посещали такие музеи, как Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальную картинную галерею в Вашингтоне, музеи, входящие в группу  Смитсоновского института (научно-исследовательский и образовательный институт США), а также музеи в штатах Айовы и Нью-Мексико.

- Что получили?

-  Знакомясь с особенностями функционирования этих музеев, расположенных далеко друг от друга, мы обсуждали со специалистами, работающими в них, разные аспекты их деятельности, включая работу с публикой, представление коллекции на выставках, правила безопасности, работу с детьми. Вообще, когда бываешь в каком-то музее, ловишь себя на мысли, что ты не только наслаждаешься, получая яркие художественные впечатления от картин или каких-то других артефактов. Но еще все время работаешь, поскольку параллельно обращаешь внимание на то, как, например, представлены экспонаты и как выстроен этикетаж. Одновременно мы познакомились и с новыми для нас направлениями деятельности.

- Реализуете полученный опыт?

- Постепенно.  Прежде всего, мы стали использовать в своей деятельности  сотрудничество с бизнесом, которое позволяет гармонично соединять наши интересы. Так, несколько лет назад началось наше сотрудничество с Международным центром финансово-экономического развития (МЦФЭР) в разработке концепции сувенирной и печатной продукции на тему «П.И.Чайковский» и претворении этого проекта в жизнь. Безусловно, мы опирались на богатую практику в этой области крупнейших зарубежных музеев и наших коллег в России. Результатом объединенных усилий музея, МЦФЭР и его подразделения «Центр сувенир» стала коллекция сувениров, в создании которой использовались архивные материалы музея – афиши и программы концертов и спектаклей, эскизы костюмов и декораций к постановкам опер и балетов Чайковского, рукописи произведений, письма, фотографии, первые издания сочинений композитора. В качестве примера можно привести линейку полиграфической и сувенирной продукции, подготовленной на основе эскизов Шестой симфонии, оперы «Пиковая дама», автографов «на память» и фотографий Чайковского.  Это, прежде всего, серьезные научные издания: например, факсимиле эскизов Шестой симфонии и каталог фотографий композитора «Эпизоды для вечности». И параллельно с этим был разработан и выпущен ассортимент сувениров, рассчитанный на самый широкий круг посетителей: открытки, закладки, блокноты, магниты, чайные и кофейные пары,  платки, зонты, сумки, футболки, почтовые марки и многое  другое.   То же  самое относится и к сувенирам, построенным на коллекции сценографии. 

Немаловажно, что на всех видах сувенирной и печатной продукции указывается принадлежность воспроизводимого экспоната, или его фрагмента, к коллекции музея, а для факсимильных изданий рукописей и автографов Чайковского, копий музейных предметов обязателен также, своего рода, «сертификат» соответствия подлиннику и атрибуция.

Важно, что мы работаем и в области привлечения меценатов и спонсоров для поддержки музея. В результате сейчас мы сотрудничаем со многими организациями.

- Например?

- Помимо государственной, бюджетной, поддержки мы получаем помощь от крупной корпорации «Газпром трансгаз Москва». Именно с ней последние два года мы осуществляем интересные совместные проекты. В прошлом году, например, были проекты,  связанные со 120-летием со дня смерти Чайковского (1840-1893). Благодаря этой корпорации ко дню памяти Петра Ильича (его не стало 6 ноября по новому стилю), был выпущен сборник статей, посвященный последнему году жизни композитора. К этой дате были приурочены также выставка и концертная программа с участием Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением В.И. Федосеева. В эти дни же в нашем музее был дан старт и новому фестивалю под названием «Ландыш серебристый». Примечательно, что концерты фестиваля потом проходили в тех городах России, где корпорация осуществляет свою производственную деятельность.

Международная конференция «Чайковский и XXI век: диалоги во времени и пространстве».

А в этом году при поддержке ООО «Газпром трансгаз Москва» мы реализуем программы, посвященные 120-летию со дня создания музея. Официальной датой его основания считается 9 декабря (по старому стилю) 1894 года, когда прошел год после смерти композитора, и когда была сделана первая запись в книге регистрации посетителей. Эту книгу (по сути, это обычная общая тетрадь) завел основатель музея - брат композитора Модест Ильич Чайковский. Но посещение дома, в котором жил композитор и в котором всё осталось в том же виде, как при его жизни, началось почти сразу же после его трагической кончины.

- Как отмечаете эту дату?

- Целой серией программ. Так, в сентябре прошла научная конференция «Композиторские мемориальные музеи в культурном пространстве XIX-XXI веков». В ней приняли участие не только наши сотрудники, но и коллеги из других музыкальных музеев России.

При поддержке ООО «Газпром трансгаз Москва» прошел Международный фестиваль «От Луары до Волги» (российско-французский концертно-выставочный проект), название которого связано с местом его проведения. Луара – это главная река  Франции, а Клин, хотя и стоит на реке Сестра, но она опосредованно впадает в Волгу. В конце августа этот фестиваль начался во Франции, в городе Мэр и в небольшом замке Талси на Луаре, расположенном в окрестностях замка Шамбор. В нем принимали участие российские и французские музыканты. В том числе Московский камерный оркестр «Musica viva», возглавляемый Александром Рудиным. И фортепианный дуэт в составе Людмилы Берлинской и ее супруга, французского пианиста Артура Анселя. А также молодые музыканты из Франции Дмитрий Малиньян (фортепиано) и Дарио Портилло Гаварра (флейта). В конце сентября этот фестиваль с теми же участниками был продолжен на сцене концертного зала нашего музея. Отрадно, что там же он завершится 6 декабря оперой Чайковского «Евгений Онегин». Она прозвучит в исполнении оркестра и солистов Центра оперного пения Галины Вишневской.

120-летию со дня основания нашего музея - первого в России мемориального музыкального музея, также посвящены выставки «Первый в России», где можно увидеть фрагменты из нашей богатейшей коллекции, собранной несколькими поколениями на протяжении ХХ века, и «Модест Ильич Чайковский. 1850-1916. Жизнь. Личность. Творчество». Для нас важно, что наши фонды все время пополняются. Например, в этом году, на средства, выделенные из бюджета Московской области, мы приобрели работу французского скульптора и медальера Огюста Кэна  «Поющий петух». Это повтор скульптуры, подарка известного французского драматического актера Люсьена Гитри. Она находится в кабинете-гостиной мемориального дома у Петра Ильича. С Люсьеном Гитри композитор дружил; некоторое время актер выступал в составе французской драматической труппы в Петербурге. Известно, что отливки скульптур иногда делали по существующей модели не в одном экземпляре. Так что,  теперь у нас появился уже второй «Поющий петух» из этой серии.

 В прошлом году за счет средств, выделенных двумя министерствами - Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Московской области - мы выкупили два подлинных письма Чайковского, которые в свое время приобрели на аукционе и хранили у себя члены Общества П.И. Чайковского в Германии. В настоящее время фонд нашего музея  насчитывает свыше 200 тысяч единиц хранения. Небезынтересно, что сейчас федеральное министерство приобретает для нас работы прадеда Чайковского, который работал на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Его звали Мишель-Виктор Асье (1736-1799), и он  учился на скульптора в парижской Королевской академии, а затем, работая   в Германии,  внес заметный вклад в развитие саксонского фарфора.

- Какие же корни у Чайковского?

- Не только русские, но и французские, и немецкие. Потому что его прадед-француз по материнской линии, приехав из Франции в Германию, женился в Саксонии на прусской девушке Марии Кристине Элеоноре Виттиг (1746/47-1811). Один из их шестерых детей Михаель Генрих Максимилиан (1778—1830), дедушка Чайковского, в 1795 году приехал в Петербург в качестве учителя немецкого и французского языков. Став российским подданным, он получил имя Андрей Михайлович. Женившись на русской девушке (в первом браке), имел дочь Александру (1812—1854). Она-то и вышла замуж за инженера Илью Петровича Чайковского (1795-1880), став матерью великого русского композитора. В музее есть миниатюры дедушки и бабушки Чайковского, а также его родителей.

- А Вы не собираетесь как-то расширить показ своих коллекций? Ведь не все приезжают в Клин, чтобы посмотреть их.

 - Да, мы экспонируем наши выставки в других музеях и за рубежом. А недавно для фестиваля в Мехико (Мексика), мы подготовили виртуальную выставку, предоставив в электронном виде материалы о жизни и творчестве Чайковского.

- Вы, наверно, более других знаете, какое распространение получило его творчество в других странах: оперы, балеты и т.д.

- Да, Петр Ильич Чайковский - один из самых исполняемых композиторов в мире. Его музыка исполнялась в разных странах еще при его жизни. Например,  Чайковскому было всего 35 лет, когда его музыку уже исполняли в Америке. 25 октября 1875 года в Бостоне состоялась премьера его Первого концерта для фортепиано с оркестром, с которым выступил немецкий пианист Ганс фон Бюлов (1830-1894).  А до конца своей жизни Чайковский стал просто всемирно известным человеком! Примечательно, что сам Петр Ильич был только один раз в Америке, в 1891 году, когда приезжал на концерты по случаю открытия Карнеги-холла в Нью-Йорке.

- Галина Ивановна, за то время, когда Вы работаете в музее, какие-то новые грани творчества Чайковского узнаете?

- Это происходит постоянно. Мы даже выпускали альманах «П.И. Чайковский. Забытое и новое», в котором публиковались не только материалы, ставшие библиографической редкостью, но и новые материалы. Несколько лет назад в музыкальном издательстве «П. Юргенсон» вышел сборник документальных материалов «Неизвестный Чайковский», подготовленный ведущими научными сотрудниками музея. То есть, мы постоянно публикуем материалы, которые хранятся в нашем архиве, и те, о которых  мы узнаем от друзей нашего музея. Например, наш коллега из Нидерландов, член Общества П.И. Чайковского, созданного в Германии в 1990 году, Рональд де Вет, выступавший только что на конференции с докладом «Пятая симфония Чайковского глазами Виллема Менгельберга», постоянно отслеживает то новое, что появляется на аукционах и в  изданиях за рубежом, и тут  же сообщает нам. Такими специалистами мы просто дорожим.

- Вот и трехдневная конференция преподносит много новой и специфической информации о творчестве композитора. Кстати, почему ее решили провести в этом году, хотя 175-летний юбилей П.И. Чайковского отмечается в следующем?

- Как я люблю говорить, Чайковскому не нужно ждать юбилея, чтобы популяризировать свою музыку и быть более известным в мире. Но юбилеи позволяют инициировать и осуществлять многие интересные и порой масштабные проекты. И понятно, что мы изучаем жизнь и творчество Чайковского постоянно. Поэтому конференция и концерты в предъюбилейные дни - это мостик к следующему году. И сегодня, например, во время перерыва в работе конференции мы обсуждали новый фестиваль, который руководство Московской области планирует провести в 2015 году в Клину и который поддержан первым телевизионным каналом.

Международная конференция «Чайковский и XXI век: диалоги во времени и пространстве».

- Что за фестиваль?

- Это совершенно новый фестиваль, посвященный Чайковскому. Его программа  формируется, но уже известно, что в нем примут участие известные симфонические оркестры. Мы давно мечтали о том, чтобы город Клин, в котором есть дом Петра Ильича Чайковского, где всё сохранено в том виде, в каком было при его жизни, стал фестивальным городом. Подобно Зальцбургу, где родился Моцарт и где проходит ежегодный музыкальный фестиваль. Хотя в музее  Моцарта почти нет ничего, что сохранилось из его вещей. Нас радует, что руководство Московской области предполагает воплотить эту идею в жизнь, сделать город Клин таким фестивальным городом, который бы привлекал к себе еще большие потоки туристов. Для этого, конечно, нужно сделать многое: развивать инфраструктуру, строить гостиницы. Здесь нужны новые концертные залы, наряду с залом, который есть в музее, или который сейчас реконструируется в детской школе искусств имени П.И.Чайковского.

Наш музей с этого года имеет статус музея-заповедника. Мы, наконец,  получили в управление земли усадеб Майданово, Фроловское и Демьяново, в которых жил или бывал Чайковский. Вместе с нашей основной усадьбой - это в общей сложности около 60 га. Конечно, это будет способствовать развитию музея. У нас есть многочисленные архивные источники: документы и фотографии, которые помогут в  работе над их музеефикацией. Министерством культуры Московской области заказана работа по прединвестиционной подготовке этих усадеб: нужны проектная документация и экономическое обоснование их развития. Этот грандиозный проект, на мой взгляд, тоже инициировал предстоящий юбилей.

- На заседании директоров музеев во дворце князя Голицына в 2012 году, Вы говорили, что к юбилейной дате готовится к выпуску полное собрание сочинений (ПСС) Петра Ильича Чайковского. Как обстоят дела? Кто над этим работает?

- Этот проект принят и поддержан государством. На издание ПСС запланировано выделение денег из федерального бюджета и Московского областного бюджета. То есть, дан старт для выхода в свет академического полного собрания сочинений П.И. Чайковского. В начале следующего года мы ожидаем выход первых томов. Научный руководитель проекта заслуженный работник культуры России, ведущий научный сотрудник нашего музея и Российского института искусствознания, доктор искусствоведения Полина Ефимовна Вайдман.

- Что для Вас лично Чайковский?

- Часто слушаю его музыку, и в разные периоды жизни те или иные его произведения становятся для меня более близкими. Или это 6-я симфония, или «Пиковая дама», или какое-то другое из его сочинений. И каждый раз думаю: «Боже мой, какую прекрасную музыку писал этот человек! Я просто счастлива, что имею возможность сделать хоть что-то, какую-то малость для того, чтобы сохранить его наследие и дом, в котором он жил».

Галина Белонович

- Вас так интересно слушать. У меня такое впечатление, что Вы не устали от того, чем занимаетесь многие годы.

- Не устала. Я люблю эту работу, хотя она требует полного погружения. Так же, как и от других наших сотрудников. Например, от хранителя рукописей и архива Чайковского Полины Ефимовны Вайдман, с которой мы пришли вместе в этот музей.

- У вас много старейших сотрудников?

- Много, но есть и молодежь. Например, заведующая отделом рукописных и печатных источников, кандидат искусствоведения Ада Григорьевна Айнбиндер, дочь Полины Ефимовны. Она закончила Российскую академию музыки имени Гнесиных.

- Какие сюрпризы готовите к юбилейному году?

- А вот не скажу (смеется). Не все сразу. Думаю, что будут еще информационные поводы.

- Но если не секрет, не хотите ли Вы какую-то премию имени Чайковского учредить к его юбилею?

- Да, предполагается учредить Международную премию имени Петра Ильича Чайковского. Ее соучредителями выступят Московская консерватория, Ассоциация лауреатов Международного конкурса имени П.И. Чайковского и наш музей. Премия будет вручаться деятелям культуры за развитие и сохранение музыкального наследия Чайковского. Планируется, что ее первые лауреаты станут известны уже в 2015 году.

В заключение могу рассказать, что у нас есть традиция проводить в начале сентября в музее-заповеднике торжественную акцию посвящения в студенты. Она началась много лет назад с «Мерзляковки» – музыкального училища при Московской консерватории.  Отрадно, что в последние три года подарок студентам делает Государственный симфонический оркестр России имени Евгения Светланова под управлением Владимира Юровского. Дирижер приезжает с оркестром и дает концерт для первокурсников, которые получают здесь студенческие билеты. Кстати, сам Владимир Михайлович признался, что он тоже приезжал сюда первокурсником и получал студенческий билет в нашем музее. И это на него произвело колоссальное впечатление. Да и Чайковский тоже говорил, что «испытанные в годы юности художественные восторги оставляют глубокий след на всю жизнь»...

                                             Алла Буловинова

Фото автора

 

29.11.2014



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей