Новости


Подписаться на новости


28.09.2022

Кирилл Попов: «Для меня важен
культурно-исторический подход»

18 октября и 24 ноября в Екатеринбурге пройдут два концерта оперного певца и продюсера Кирилла Попова (бас-баритон). Один концерт посвящен грядущему 150-летию со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина, другой -  эпохе Екатерины II. Корреспондент «Музыкального Клондайка» Александра Сайдова встретилась с Кириллом Поповым и поговорила с ним о его творческом пути, музыкальных проектах и о программах предстоящих мероприятий.

Кирилл Попов

- Кирилл, я знаю, что ваше первое образование – химический факультет (кафедра физической химии УрГУ -УрФУ). Как получилось, что вы кардинально изменили сферу деятельности? Что на это повлияло?

- Когда человек начинает петь, у него появляется «второй план» и эта жизнь может кардинально отличаться от той прежней, до пения. Мне очень повезло, так как мой первый педагог был всегда «при мне». Это моя мама, Валентина Попова. Правда, петь я начал только в 18 лет, поскольку  в более раннем возрасте вообще не было никакой координации между голосом и слухом, такое часто бывает. И когда я уже понял, что этот другой план – очень существенная и важная часть моей личности, а это случилось на последних курсах университета, я принял твердое решение пойти в вокальное искусство. Потом уже были другие педагоги, среди которых хотелось бы отметить  легендарную Галину Вишневскую,  выдающегося драматического тенора Бадри Майсурадзе, всеми любимого профессора Уральской консерватории  Николая Голышева.  Нужно сказать, что это разнообразие сыграло свою роль: оказалось, что я вообще склонен к творческому разнообразию.

- Как строился ваш путь оперного певца? Какие основные «вехи» вы можете выделить в своём становлении?

- Я могу сказать, что он и до сих пор строится весьма активно, так как чем больше профессионализма, тем больше понимания того, как в сущности мы мало знаем. В более раннем возрасте бывает все наоборот, но это нормально и даже имеет какие-то  свои преимущества (смеётся).  Я бы мог выделить профессионально-психологические этапы, проходившие с ходом творческой жизни. Первый этап – первичное ощущение голоса,  второй этап – понимание своего голоса и третий этап – развитие своего голоса. Имейте в виду, когда певец говорит про голос, он говорит про весь комплекс пения, а это довольно много факторов, включающих технику и актерскую игру и общефилософское понимание мира и т.д., объединённых в одно исполнение, приоткрывающее, вероятно и какой-то скрытый смысл вашего видения мира. И, по мере этого поэтапного развития, содержание всех этих пунктов увеличиваются также в геометрической прогрессии, или, как сказать литературным языком, как «снежный ком». Особенно третьего, так как одного творчества уже недостаточно, а нужно подключать и различные другие, в том числе даже чисто физиологические вещи.

Сцена из оперы Травиата реж.Ю.Александров
(К.Попов-Жермон, М.Акименко — Альфред)

- Какие проекты и роли стали вам наиболее близки?

- Боюсь, что небольшой колонкой здесь не обойтись. Могу выделить постановку режиссера А.Тителя «Обручение в монастыре» Прокофьева в МАМТ им.К.Станиславского и Вл.Немировича-Данченко: роль Фердинанда была вполне созвучна моему юношескому максимализму, да и герой со шпагой тоже – я ведь в юношестве занимался спортивным фехтованием, а это мне дало впоследствии очень много в плане уверенности в сценическом фехтовании. «Травиату» Музыкального театра республики Карелия режиссера Юрия Александрова, которого я считаю в чем-то своим «сценическим крестным отцом», так как именно при нем у меня пришло более глубокое понимание смысла актерского действия и пластики на сцене, «Романсиаду», конкурс, который тогда проходил на телеканале «Культура», концерты в Свердловской филармонии в сотрудничестве с выдающимся пианистом, солистом «Петербург-концерта» Сергеем Форостяным, концерты в Риме и Праге, съемки в проекте Национального фонда поддержки правообладателей «Песни Победы» и многое другое.

 - Как со временем менялся ваш репертуар, и в каком направлении?  Например, я читала, что вам близка и латиноамериканская музыка.

- Репертуар менялся и продолжает меняться и развиваться в соответствии  с упомянутыми выше этапами становления: сначала, конечно хотелось петь сложные и даже драматические произведения, но это было непозволительно с точки зрения развития техники и собственно природы голоса. Поэтому особой системы в начале пути не было, а было, как впрочем у многих начинающих, «что получится». Правда склонность к русским народным песням, которые я исполнял тогда и под гитару и под редкие в то время гусли, позволила мне их довольно много выучить, сейчас их, наверное, около пятидесяти штук.   Позже уже стало легче с тем, чтобы брать произведения по душе. Но в какой-то момент я понял, что нельзя все время исполнять однотипный, пусть даже и подходящий по всем параметрам  репертуар, а нужно с каждым разом усложнять задачи, брать произведения, которые, может быть, вас сразу не цепляют или более сложны в техническом плане. Тогда пункт три начнет жить своей жизнью. В «вокальной юности» мне хотелось исполнять разные крепкие партии наподобие Демона Рубинштейна и, в общем-то, я пришел к тому, что сейчас у меня это звучит стабильно, что очень важно, так как стабильность – залог возможностей интерпретации, ведь мы уже не боремся с партией, а имеем возможность думать о выразительности. Таким образом, сейчас мой репертуар расширяется в сторону драматических персонажей, я имею живой интерес к исполнению и колоратурной музыки, а также к различным раритетам, которых в моем репертуаре немало. Но интерес к латиноамериканской музыке, сарсуэле и особенно к мексиканским марьячи появился после участия в конкурсе «Опералия» Пласидо Доминго, проходившей тогда в Вашингтоне. Маэстро Доминго оказался, кроме оперного исполнителя,  еще и исполнителем марьячи. Впоследствии это привело меня к сотрудничеству с Посольством Мексики.

Посольские вечера в Царицыне, Москва. Вечер Мексики

- Когда вы почувствовали потребность самостоятельно создавать проекты и концерты?

- Когда я понял, что то, что я хочу, никто за меня не сделает. Первый самостоятельный проект в 2005 году был посвящен мексиканской музыке. Потом уже были концерты другой музыки, с артистами из Петербурга, Италии, с камерными оркестрами, ансамблями и даже с выставкой итальянского художника. Кроме того, я заметил, что другой род работы, необходимый для организации, иногда весьма гармонично уравновешивает творческо-эмоциональную сферу и также дает ей  определенное развитие.  Университетское образование ведь никто не отменял, и «бывших химиков не бывает» - склонность к научному подходу выразилась и в вокально педагогической деятельности, так как я создал свою комплексную (и главное эффективно работающую) систематизацию развития ресурсов вокального исполнения, кстати, и сам её и придерживаюсь, и  транслирую ученикам.

Итальянские проекты в Санкт-Петербурге

- Совсем скоро - 18 октября и 24 ноября – в Екатеринбурге пройдут ваши концерты. Первый посвящен 150-летию Федора Шаляпина, второй – эпохе Екатерины Второй.  Можете рассказать, как вы выбираете темы своих программ? Что вам важно сохранить и передать слушателю?

- Для меня важен и культурно-исторический подход, и то, что мы можем взять для собственного исполнения у великих артистов. Также, для меня очень важно представить то, что редко можно услышать или вообще невозможно. В последнее время общая культурно-музыкальная картина менялась, и я сталкиваюсь с тем, что для молодого поколения уже то, что для нас было нормой, они просто не знают – многие даже известные классические произведения у них вызывают недоумение, эти произведения мы уже можем смело назвать редко исполняемыми. Но, к моей радости, сейчас многие учреждения культуры стали отходить от коммерческого подхода, который и породил это явление. Кроме того, мои интересы разнообразны и их тоже всегда необходимо реализовывать, иначе просто затормозится развитие – так в репертуаре появились и редкие неаполитанские народные песни. У меня целый двухчасовой концерт можно сделать из одних раритетов музыки Италии, Испании, России.

- «Однажды в Версале или отблески Галантного века» – второй концерт из цикла, посвященного эпохе Екатерины Второй. Из скольких концертов планируется полный цикл? Расскажите, чем концерт 18 октября будет отличаться от московского?

- Первый концерт прошел в этом году в музее-заповеднике «Царицыно», где к слову, я ранее участвовал в Посольских вечерах по приглашению Посольства Мексики. Второй пройдет в Екатеринбургском Доме актера при содействии Министерства культуры Свердловской области: в Доме актера прошло  довольно много моих собственных мероприятий, и этим концертом мы возрождаем наш цикл после пандемического перерыва. Я очень оптимистично смотрю на дальнейшее развитие этой программы в театрализованное действие с историческими костюмами, камерным оркестром и даже, возможно, со сценическим оформлением; что это будет - спектакль или перформанс,  или может быть, какая-либо другая форма, я пока не решил. Вот и в Екатеринбургском Доме актера уже будет сделан первый шаг в этом направлении – в концерте  будет участвовать клуб аутентичного исторического танца и костюма "Pas de côté" («Па де коте»)

Клуб исторического танца "Pas de côté"

- Чем вас привлекла эпоха Екатерины Второй?

- Опять же своим разнообразием: тематическим, стилистическим, историческим и социальным, ведь эпоха европейского Просвещения - это время бурного расцвета науки искусства и в России, эпоха галантного стиля и вместе с тем, мощных народных волнений. Я не сторонник лакировки исторической действительности, что было, то было, и мы должны представлять эпоху со всех сторон, эпоху, которая действительно была уникальным временем, что я и хочу отразить в своем концерте.  Все это вместе с более поздними произведениями дает большие творческие возможности, как по исполнению, так и по составлению программ.

- Шаляпин – выдающийся исполнитель, символ российского вокального искусства. Какие произведения из его репертуара вы представите публике? 

- Шаляпинская тема очень важна для нас. Для всех – слушателей, певцов, ну и особенно, конечно, для мужских голосов - басов и баритонов. Когда мы его слушаем, мы приобщаемся к чему-то такому, что и не объяснить словами, в его исполнении – правда. К этому и нужно стремиться. Но вот чтобы эту правду понять, ведь недостаточно жить только артистической жизнью, наверное, нужно стремиться осознать и другие жизненные явления. Мне кажется, именно сложный жизненный путь Шаляпина, певца из народа, определил его экспрессию и одухотворённость в исполнении.  Но ведь это нужно уметь еще и донести в концентрированном виде, что мы и слышим у Шаляпина, и что на нас  так особо воздействует:  я бы это назвал «сжатая в пружину эмоция». Репертуар подбирался так, чтобы  отобразить все разные стороны в творчестве  Шаляпина: эмоциональные, технические.  Он ведь мог исполнять совершенно разных, иногда противоположных героев из одних и тех же опер, и убедительно исполнял как сугубо басовые, так и бас-баритоновые партии, а ведь это совсем разные вещи, так как бас и баритон – два разных психоэмоциональных  и психофизических типа личности. А вот бас-баритон как раз может в чем-то это совмещать, хотя это также отдельный голос. И, несмотря на присутствующую везде яркую «шаляпинскую» экспрессию, его исполнение полно  смыслов и тончайших оттенков, персонажи очень выпуклы.  В этом концерте мы  реализуем именно творческую  систему, а не слепое подражание интонации. И нужно еще обязательно помнить ключевую роль Ф.Шаляпина в развитии системы Станиславского в оперном искусстве. Поэтому Шаляпин - наш бесспорный учитель. Поэтому и будут исполнен  максимально  разнообразный репертуар – харАктерные арии и романсы, такие, как Рондо Фарлафа («Руслан и Людмила» Глинки), Блоха (Мусоргский), Песня Варлаама («Борис Годунов»), и драматические произведения, включающие и общий репертуар бас-баритона: монолог Бориса Годунова «Достиг я высшей власти» («Борис Годунов»), ария Шакловитого («Хованщина»), романс Демона «Не плачь дитя»,  не очень сейчас известный романс «Она хохотала» Лишина, ария короля Рене из «Иоланты», каватина Алеко и лирические произведения, например «Сомнение» Глинки, и конечно, русские народные песни и городские романсы, среди которых -  «Дубинушка», «Очи черные», грустная «Ах ты, Ноченька» и «Ты взойди солнце красное» – песня времени Степана Разина.

- Ваши концерты проходят совместно с пианистом Тимофеем Антроповым. Расскажите о вашем творческом сотрудничестве.

- Тимофей Антропов  наряду с его работой концертмейстера – сольный исполнитель, а это всегда обогащает совместную работу, так как в дуэте всегда есть взаимное влияние, и я это чувствую. Кроме того, мы оба выпускники и Уральской консерватории и Уральского федерального университета  разных лет (Тимофей- Радиофак УПИ-УРфУ). Это как-то получилось случайно, и в этом, вероятно, тоже есть свой скрытый смысл.

Кирилл Попов в ВК
Вокальная школа Кирилла Попова
 

Александра САЙДОВА
фото из личного архива
Кирилла Попова

 

28.09.2022



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей