• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


24.03.2023

Барух Берлинер:
«Проект «Genesis» кажется бесконечным»

Израильский композитор Барух Берлинер рассказал «Музыкальному Клондайку» о создании Симфонической Поэмы «Genesis» и её эволюции в большой музыкальный проект.

Барух Берлинер (слева) и Наум Слуцкер

- Как проходила работа над Симфонической Поэмой «Genesis»? Произведение наполнено философским и духовным представлением о зарождении Вселенной и жизни. Как вы заключили этот смысл в музыку? Что вас вдохновляло?

- Музыка и вера всегда были двумя самыми важными вопросами в моей жизни. Идея связать библейские тексты с музыкой, описывающей содержание Писания языком музыки, жила во мне с давних времен. Она пришла мне в голову молниеносно, как вспышка ума в момент вдохновения.


В тот момент я понял, что, если эта идея может быть реализована, она должна быть реализована!

Я знал, что тексты лучше запоминаются и понимаются, если они связаны с мелодичной музыкой, которая «цепляет» слушателей. Написать по этой причине симфоническую поэму на библейские тексты было для меня мечтой, которую удалось осуществить при поддержке моего учителя музыки, замечательного друга, продюсера Наума Слуцкера. Мы проводим вместе много времени, чтобы глубоко погрузиться в смысл библейских текстов, описать их музыкальными терминами и проанализировать их последствия. Мы называем этот процесс кристаллизацией, которая ведет нас к бесконечному исследованию и совершенствованию Симфонической Поэмы.

Процесс сочинения Симфонической Поэмы «
Genesis» шел достаточно медленно из-за того, что, с одной стороны, мы кропотливо работали над каждой нотой и каждой мелодией, так как придаем большое значение Библии, которую мы хотели воплотить в языке музыки по-своему, насколько это возможно. С другой стороны, мы не хотели торопиться, ожидая вдохновения для написания всех частей произведения, чтобы оно получилось максимально личным и идущим от сердца.

- Проект «Genesis» включает в себя несколько программ-интерпретаций (балет, классическая симфония для филармонического оркестра, для камерного оркестра, симфоническое рок-шоу, симфоджаз). Как вы пришли к такому решению?

- Это также является следствием кристаллизации, о которой я говорил выше. В процессе наших гастролей и концертов, которые, к слову, состоялись уже в 23 странах мира, мы встречаемся и общаемся с новыми для нас людьми – талантливыми художниками и писателями, музыкантами и поэтами, организаторами и просто людьми, любящими музыку и искусство во всех его проявлениях. В процессе общения часто возникают новые, порой неожиданные, идеи, которые мы в дальнейшем реализуем.

У нас очень разносторонняя команда, поэтому мы бесконечно экспериментируем с форматами произведений, не ограничиваясь исключительно симфонической музыкой. Такой подход позволяет не только осуществлять самые смелые идеи и решения, но и представлять нашу музыку более широкому кругу слушателей.

Концерт для скрипки и оркестра «Сон Иакова»

- Работа над этим масштабным проектом ведется уже более 15 лет. Как он развивался в плане музыки и визуального ряда за эти годы?

- Проект «Genesis» кажется бесконечным, как и сам интерес человечества к теме сотворения мира. Все время всплывают новые идеи и аспекты. Произведение постоянно дорабатывается и расширяется.
Так, например, в первоначальной версии не было части «Каин и Авель».

С музыкальной стороны создание части «Каина и Авеля» было для нас очень интересной и сложной работой. Нам понадобилось много времени, чтобы «вникнуть в Каина», «разделить его чувства», которые привели к убийству, и только после этого смогло прийти вдохновение для написания музыкальной части. Это часть была написана последней, хотя хронологически сейчас это четвертая из семи частей. Позже мы почувствовали, что все музыкальное описание сотворения мира необходимо оформить прологом и эпилогом, в которых не должно быть никаких текстов. Пролог, вводящий нас в настроение начала сотворения мира, и сопровождающий нас эпилог из «
Genesis» лишь недавно были интегрированы в симфонию.

30 марта этого года в Рязанской филармонии прозвучит премьера новой расширенной версии «
Genesis», дополненной фугами в Прологе, частях «Каин и Авель» и «Потоп», созданными при участии талантливого московского композитора и нашего партнера Андрея Поспелова, который стал непосредственным участником нашего проекта.


Что касается визуального оформления, то в этом нам помог замечательный израильский дизайнер и художник Ярон «Jewboy» Шин. Он создал великолепный видео-арт, который сопровождает музыку, исполняемую оркестром, на экране позади него и визуально описывает тексты семи частей Писания, которые озвучивает чтец. Ярон Шин создал свой художественный язык, сделав видео-арт, который идеально работает с разными дирижерами и темпами исполнения Поэмы, и понятен в любой стране, независимо от того, на каком языке говорят ее жители.

Genesis Rock Show. фотограф Руслан Дюсонов

- Тема сотворения мира актуальна и универсальна во всем мире. Как реагируют на симфоническую поэму «Genesis», где чтец читает библейские тексты, публика из разных стран, разного языка и разного возраста?

- Удивительно, насколько сотворение мира, описанное в Библии, универсально и актуально для всех народов, менталитетов, языков и эпох.

Когда начались первые концерты «
Genesis» за пределами Израиля, мы с продюсером Наумом Слуцкером решили, что тексты должны читаться на языке страны, в которой проходит концерт. Это облегчает восприятие смысла произведения и дает слушателю целостную картину происходящего на сцене.

Библия переведена примерно на 700 языков, поэтому не возникает никаких проблем с переводом и люди слышат библейские тексты на родном языке в привычной для себя форме. Реакция слушателей во всех странах положительная. Людям нравится мелодичность и глубина произведения, его образность и музыкальная многослойность. После каждого исполнения «Genesis» в разных странах меня всегда приглашали на сцену, и снова и снова меня волновали и впечатляли овации, когда все зрители, независимо от возраста, аплодировали стоя, чтобы выразить свое восхищение.


После концерта ко мне часто подходят слушатели, чтобы обсудить те или иные вопросы, связанные с только что исполненным произведением, что также дает мне большой опыт и мотивацию к дальнейшему творчеству.

 - С учетом того, что в проекте принимали и принимают участие многие исполнители из разных стран, музыканты и оркестры, отражалось ли это на музыке? В плане индивидуального и эмоционального подхода исполнителей.


- Даже одно и то же музыкальное произведение, исполненное и/или продирижированное одними и теми же музыкантами несколько раз, звучит по-разному, развивается и играет новыми красками. Исполнение музыкальных произведений различными музыкантами, оркестрами и дирижерами, конечно же, влияет на музыкальный язык моих произведений.

Кроме того, иногда работа с различными музыкантами дает импульс к созданию новых версий моих произведений. Так, например, по совету знаменитого виолончелиста Миши Майского, произведение «
Jacobs Dream» («Сон Иакова»), написанное изначально как симфоническая поэма для чтеца и оркестра, была переработана в виолончельный концерт, а затем, по просьбе первого исполнителя виолончельной версии Сергея Антонова, дополнена сольной каденцией между 2 и 3 частями. Позднее это произведение получило новые вариации и исполняется также в виде концерта для скрипки, альта или гобоя с оркестром.

«Genesis»

- В каких форматах проект можно услышать сейчас в России? Какие программы планируются в этом году?

- Мне очень приятно быть оцененным и популярным в такой великой культурной стране, как Россия, и меня радует, что моя музыка звучит здесь все чаще. Например, только в марте 2023 года мой скрипичный концерт «
Jacobs Dream» («Сон Иакова») прозвучал в исполнении виртуозного скрипача Графа Муржи в Астрахани и Махачкале.

С большой радостью жду следующих трех концертов в апреле 2023 года, которые пройдут в Рязани, Барнауле и Челябинске и будут полностью посвящены написанным мною произведениям. Концерты продирижирует известный маэстро Михаил Кирхгоф, а солистами станут известный виолончелист Борис Андрианов и замечательный скрипач Граф Муржа.

4 июня в Московском Доме Музыки состоится симфо-рок-шоу «
Genesis Rock Show». Это музыкальное произведение — результат нашего сотрудничества с замечательным русским музыкантом Евгением Ацапкиным. Кроме того планируется еще ряд концертов этой программы по стране.

- Какие концерты планируются в мире в целом в 2023 году?

- 2023 год обещает быть самым интересным и насыщенным в истории нашего проекта. Концерты планируются по всему миру: в России, в странах Европы, Южной Корее и нескольких странах Южной Америки и Центральной Азии. С особым трепетом в этом году я ожидаю балетный фестиваль «Генезис», который пройдет в Театре Оперы и Балета в Бишкеке, столице Кыргызстана. В центре фестиваля будет моя Симфоническая Поэма «Genesis» и балет, который был поставлен на музыку этого произведения. Я благодарен за эту возможность директору театра Алмазбеку Истамбаеву. Благодаря нашему сотрудничеству, которое началось несколько лет назад с концерта Симфонической поэмы в Бишкеке, этот театр прочно занял отдельное место в моем сердце и сделал возможным такой масштабный проект как постановка балета «Genesis».

Балет «Genesis». фотограф Анастасия Ацапкина

 - Вы придаете большое значение распространению вашей музыки в сети Интернет. Какова, на ваш взгляд, роль соцсетей и интернета в целом, не повлияет ли доступность любого музыкального материала, в том числе концертов, на посещаемость живых выступлений в обозримом будущем?

- Думаю, беспокоиться о том, что интернет может как-то негативно повлиять на посещаемость концертов, не стоит. Живые выступления - это, в первую очередь, про личное общение и обмен энергией между исполнителем и зрителями, то, что никак нельзя заменить самой лучшей записью.

Однако, возможность услышать концерт исполнителя, не имея возможность посетить его лично, – это, на мой взгляд, замечательно. Это стирает границы между странами и расширяет возможности абсолютно любого человека прикоснуться к миру искусства, где бы он ни находился. Поэтому наша команда, вместе с Евгением Ацапкиным, который помимо совместной музыкальной работы также является и менеджером проекта, уделяет много внимания доступности записей произведений и концертов в сети.

Год назад был запущен сайт
www.berlinersgenesis.com, на котором посетители могут найти всю информацию обо мне, о проекте в целом, о произведениях и грядущих концертах. Несколько записей концертов уже вышли в аудиоформате на всех мировых площадках, таких, как Apple Music и Spotify, и мы планируем и дальше издавать лучшие концерты в виде цифровых релизов. Мы регулярно выкладываем видеозаписи концертов на нашем YouTube-канале. Эти записи посмотрели уже почти три с половиной миллиона человек со всего мира, что способствует увеличения интереса к моему творчеству и привлекает новых зрителей на наши концерты.

 

Александра САЙДОВА
фото предоставлены
пресс-службой проекта «Genesis»

24.03.2023



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей