Новости |
Валерий Ворона. Часть 2.
«Человечество существует для музыки, это его космический язык...»
Собеседник «Музыкального Клондайка» - известный скрипач, дирижер, и.о. ректора ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, президент фонда «Русское исполнительское искусство», заслуженный деятель искусств РФ, профессор Валерий Ворона.
- Валерий Иосифович, вы много лет возглавляете ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, в чем, на Ваш взгляд, особенность Вашего института, чем он отличается от остальных?
- Все академические российские вузы работают по единым стандартам, что полностью оправдано историей нашего музыкального образования. Что касается нашего Института, то он возник, в какой-то степени, как альтернатива существующим. М.М. Ипполитов-Иванов в момент создания нашего учебного заведения являлся первым выборным ректором Московской консерватории и занимал этот пост более 16 лет. Он создавал новые учебные заведения для решения тех вопросов, которые было трудно реализовать в рамках консерватории. Сюда относятся и новые направления, связанные с развитием народного искусства, и задачи приобщения широких слоев общества к академической культуре, и развитие направления музыкального всеобуча, и многое другое. Сейчас, в эпоху взрывного развития средств массовых коммуникаций, интернета и новых цифровых технологий все эти идеи приобретают еще большую значимость и актуальность. С учетом этого мы и выстраиваем наши стратегии. Можно только удивляться прозорливости нашего основателя М.М Ипполитова-Иванова.
- Каким вам видится новое лицо Ипполитовки? Какова перспектива ее дальнейшего развития с учетом стоящих перед страной и нашей культурой задач?
- Наша музыкально-образовательная система нуждается сейчас в новой экспериментальной площадке, где можно было бы изучать мировые тенденции, выявлять приоритеты, разрабатывать и применять новые технологии, тестировать их и включать в образовательный процесс. Это позволит масштабировать наши достижения, расширяя тем самым территорию культурного влияния России. Наш институт готов взять на себя подобную миссию, и у нас есть для этого необходимый потенциал. Разумеется, для осуществления этой задачи необходима реконструкция здания института, которое более 60 лет назад было построено для музыкального училища, ориентированного исключительно на москвичей. Этот вопрос давно назрел, и у нас есть территория, которая позволяет привести материальную базу Института в соответствие со стратегиями и задачами современного музыкального образования. Нам представляется, что учебное заведение, созданное одним из основателей отечественной системы музыкального образования и носящее его имя, должно соответствовать лучшим учебным заведениям страны и мира. Понимание этого есть на всех уровнях, есть также и поддержка учредителя. Мы не сомневаемся, что решение этого вопроса будет позитивно воспринято общественностью.
- Мы переживаем очень сложный, возможно, переломный исторический момент. Что вы можете сказать о тенденции «отмены» тех или иных культур по национальному признаку?
- Сама постановка вопроса об «отмене» не может вызвать ничего, кроме насмешки. Она не только дискредитирует тех, кто ставит этот вопрос, но и свидетельствует об их примитивном, пещерном уровне мышления. Любому здравомыслящему человеку понятно, что интеллектуальные, духовные достижения человечества проявляются в культуре, и что дальнейшее развитие прогресса основывается на изучении мирового культурного наследия.
Те, кто хотят «отменить» наши ценности, не заинтересованы в правде. Они обманывают свои народы и только демонстрируют собственную ограниченность.
Я часто говорю своим ученикам: та реальность, которая сейчас существует, всегда является результатом того, к чему мы стремились. Если ты сыграл фальшиво, значит, даже не желая того, ты к этому стремился.
Сейчас нам приходится исправлять ошибки, которые были сделаны десятилетия назад. Функция каждого поколения — это инвентаризация ценностей, их отбор для того, чтобы понять, что нужно взять с собой в будущее, а что отвергнуть. В этом смысл смены поколений. Но мы хорошо научились отвергать, а не использовать то, что было до нас.
Я не политик, но законы развития прогресса и совершенствования одинаковы для всех сфер деятельности. Чем выше уровень личности, тем больше ограничений, тем меньше необдуманных действий можно себе позволить. К сожалению, навязываемые нам под лозунгом свободы мнимые ценности ведут, наоборот, к хаосу, вседозволенности и подмене подлинных ценностей.
В этом отношении исторический опыт России и ее достижения в сфере культуры имеют глобальное, общечеловеческое значение. И если мир хочет развиваться, он вынужден учитывать этот уникальный опыт, которого не имеет ни одна другая страна.
Московский молодежный камерный оркестр
- Что нужно сделать, чтобы в нынешней реальности сохранить наши позиции в сфере музыкальной культуры и культуры вообще?
- В то время, когда я состоял в Комитете по культуре при Председателе Государственной Думы, разрабатывался Закон о культуре. Это чрезвычайно важно для дальнейшего развития общества. Культура всегда должна быть «на витрине» государства.
Должен быть решен главный вопрос: нужно на законодательном уровне определить тот минимум средств, который необходим для развития культуры, как и для развития медицины, науки и образования. И только после этого можно думать уже о материальном обеспечении бизнес-проектов. Для этого нужны специальные научные исследования.
Многие скажут, что в этом отношении мы не самая отсталая страна, что многое уже делается в этом направлении. Да, сдвиги есть, но, если мы считаем себя лидером в сфере культуры, то и обеспечение должно быть соответствующим.
Второй вопрос, который необходимо учесть, состоит в том, что, в отличии от бизнеса, культура не имеет материальной подушки безопасности. Даже на примере деятельности одного нашего фонда видно, как очень перспективные, укрепившиеся в культурной жизни проекты были остановлены по внешним обстоятельствам. Так, учрежденная нами Международная премия в области музыки просуществовала всего лишь два года. Несмотря на необыкновенную актуальность и огромный интерес, этот долгосрочный проект был приостановлен из-за дефолта 1998 г.
Такая же судьба ждала другой крупнейший проект, реализованный нами в 2000-е годы – негосударственную стипендиальную программу «Золотой талант», которая охватила всю Россию и все страны СНГ. Она просуществовала 7 лет при поддержке крупнейших представителей деловых кругов и приостановилась из-за кризиса 2009 г.
Подобная же участь постигла и нашу первую в мире Международную премию в области музыкальной педагогики имени М.М. Ипполитова-Иванова. Своими силами мы уже провели пять церемоний вручения этой премии, не имея на это практически никаких средств. Между тем это один из важнейших проектов, который способствует сохранению нашей педагогической школы и укреплению ее авторитета в мире, но возникшие санкции не дают ему развиваться.
И еще один важный вопрос – нужно кардинально, возможно, на уровне законодательств изменить подход средств массовой информации к освещению вопросов культуры и искусства. Сейчас на государственных телеканалах практически не представлена академическая культура, СМИ мотивируют это отсутствием рейтинга. Исключение составляет канал «Культура», но он охватывает, в основном, профессиональную аудиторию.
Мы считаем, что на государственных каналах должны быть представлены все сферы деятельности страны, особенно те, в которых Россия имеет высокие достижения. Что касается создания рейтингов, то в этом и заключается искусство работников СМИ. Их задача – сделать стратегически важные направления развития страны интересными и популярными, а не потакать низменным инстинктам обывательской аудитории.
- В этом году исполняется 20 лет созданному Вами Московскому молодежному камерному оркестру, который стал весьма популярен и приобрел международную известность. Как он возник?
- Он родился спонтанно, по инициативе стипендиатов нашей программы «Золотой талант». Буквально через три недели после создания оркестра Фонд В. Спивакова пригласил нас принять участие в фестивале «Созвездие юных». Выступление оркестра вызвало большой интерес, и уже через два месяца нам предложили концерты в лучших залах столицы по линии Московской филармонии. Коллектив стали приглашать для выступлений и участия в фестивалях в России и за рубежом, он объездил с гастролями много стран и долгие годы был постоянным участником международного фестиваля российско-итальянской культуры «Очи черные».
За двадцать лет через оркестр прошли около 300 молодых музыкантов, многие из которых затем заняли ведущие позиции в известных музыкальных коллективах.
Хочу подчеркнуть, что первые десять лет мы были единственным активно концертирующим молодежным оркестром. После этого стали появляться другие подобные коллективы, что подтверждает правильность нашего выбора. Но мы, как и прежде, существуем на общественных началах…
Концертное исполнение оперы М.М. Ипполитова-Иванова «Ася»
в Большом зале Московской государственной консерватории
им.П.И.Чайковского
- Недавно с большим успехом под вашей эгидой осуществился ряд крупных творческих проектов, среди них премьера оперы М.М. Ипполитова-Иванова «Ася». Будет ли продолжение этих начинаний?
- Восстановление огромного творческого наследия М.М. Ипполитова-Иванова является одной их главных наших задач, конечно же, мы будем развивать и продолжать это направление. Надо понять, что творчество Ипполитова-Иванова пришлось на время невероятного взлета российской музыкальной культуры, когда на первый план вышли имена Рахманинова, Скрябина, Танеева, Стравинского, и Ипполитов-Иванов не потерялся в этой когорте. У современников был большой интерес к его творчеству, его сочинения имели успех. К сожалению, в советские годы музыка Ипполитова-Иванова на время оказалась забытой. Поэтому теперь нас ждет череда очень серьезных открытий, первым из них и стала опера «Ася» по одноименной повести И.С. Тургенева. Возрождение оперы в концертном исполнении состоялось в июне 2022 года в Большом зале Московской консерватории. Проект возглавил выдающий дирижер современности, народный артист СССР, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования нашего Института Юрий Симонов. Мировая премьера «Аси» вызвала сенсационный интерес, и затем в содружестве с ГИТИСом была создана сценическая версия оперы.
- Вы известны как педагог, исполнитель, общественный деятель, руководитель федерального вуза. Как вам удается все это совмещать, быть единым во всех лицах? Не мешает одно другому?
- У меня есть одна слабость: я не научился отказывать. Я не собирался быть ректором, но не смог отказать коллективу. Я также не собирался стать дирижёром, но не смог отказаться, когда мне это поручили. В свое время я и скрипачом стал не по собственной воле, а просто потому, что меня отдали в музыкальную школу.
В этом есть свои плюсы и минусы, в результате появился гармоничный баланс – я одновременно выполняю государственные функции и выступаю от имени общественности, что дает возможность более оперативно реагировать на запросы времени и выстраивать жизненные стратегии.
Теперь осталось реализовать свои личные «хотелки» – я еще не успел написать роман, сочинить симфонию, снять фильм, пробежать стометровку на Олимпиаде…
Беседовала Виолетта ВАНСОВИЧ
Фото из архива ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
22.06.2023
Анонсы |
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-