Новости |
22.10.2025
Большой театр Беларуси привез в Москву «Орлеанскую деву» Чайковского
Спектакль показали на сцене Большого театра России в рамках Десятого фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», который проходит при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив.

Для белорусской труппы это первая и весьма необычная интерпретация «Орлеанской девы»: режиссер, худрук Театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян перенес действие в наше время.
По словам режиссера, для него было важно, чтобы зритель не скучал на этой постановке, а воспринимал все так, будто это происходит с ним самим. «Мы предлагаем аудитории прожить опыт совмещения времен, увидеть два пласта — эпоху Карла VII, чья фигура и окружение представлены в виде персонажей театрального спектакля, и мир сегодняшних людей, которые пытаются воскресить исторические мифы», — говорят Исаакян.
Сюжет разворачивается в некоем французском городке, где собираются устроить театральное представление в честь Жанны Д’Арк. Среди зрителей открытой репетиции спектакля — девушка, которую тоже зовут Жанна: она очарована историей знаменитой воительницы и отождествляет себя с Иоанной. Как и исторический прототип, Жанна начинает слышать голоса сверху, призывающие ее к великому подвигу. Она постоянно думает об Иоанне — и гуляя по улочкам французского городка (стильный видеоарт Арины Шлыковой) и дома в своей комнатке, увешанной плакатами с современными поп-звездами. В ее воображении возникают и другие герои оперы — Карл VII, Агнесса Сорель, рыцарь Дюнуа, архиепископ. Девушка отправляется в музей, где восковые фигуры этих персонажей оживают на ее глазах.
Действие продолжается в спортзале вуза, где учится Жанна: на нее нападают однокурсники, но за девушку вступается студент. В нем она видит бургундского рыцаря, Лионеля. Как и Иоанна, современная француженка влюбляется в мужчину, но признает греховность своих чувств. На очередной репетиции спектакля собравшиеся признают Жанну «не от мира сего», а когда друг «Лионель» пытается ее успокоить, она его отталкивает и падает в обморок.
Сюжет следующей картины происходит в психиатрической клинике, где «Лионель» навещает Жанну. Он признается ей в любви, но у девушки начинается припадок и тот выбегает из палаты. Финал оперы Исаакян решает следующим образом: близится к концу спектакль об орлеанской деве, на театральной сцене — бутафорский костер, на котором должны сжечь Иоанну. Неожиданно вместо артистки, исполняющей эту роль, на него вбегает Жанна. Она желает прочувствовать то, что пережила героиня Средневековья. Оказавшись на костре, девушка исчезает: появляется Лионель, который хочет попросить прощения у любимой, но тщетно, ее нигде нет.

Визуально эта версия очень лаконична: художник Алексей Трегубов придумал скупые декорации, изображающие мрачные внутренности французских зданий. Герои театральной постановки (Карл, Тибо, Агнесса, Дюнуа) — в легких, стилизованных под Средневековье, неизменных на протяжении всего спектакля нарядах.
А на артистах хора и Жанне — одежда в современном стиле casual.
Музыкальное решение оперы также получилось нестандартным. Сделали много купюр: на первый план выходят лирические страницы партитуры, а не хоровые, помпезные массовые сцены. Оркестр под управлением Артема Макарова также делает акцент на лирической линии: замедленные темпы, сбалансированное, предельно мягкое звучание, не перекрывающее вокалистов.
Хор театра (хормейстер — Нина Ломанович) в спектакле часто поет либо из-за сцены, либо сверху, изображая голоса ангелов. Для достижения этого эффекта артисты сидят на галерке.
В Москву на два вечерних показа привезли только один состав, хотя в Беларуси оперу исполняют целых три (а артисток, поющих Иоанну-Жанну— четыре!). На сцене Большого выступили Дарья Горожанко (Иоанна д’Арк/Жанна), Станислав Трифонов (Тибо), Дмитрий Шабетя (Карл VII), Анастасия Москвина (Агнеса Сорель), Владимир Громов (Дюнуа), Андрей Валентий (Архиепископ), Кирилл Панфилов (Лионель), Виктор Менделев (Раймонд), Святослав Сахаров (Бертран), Руслан Маспанов (Лоре), Марта Данусевич (Голос ангела). В спектакле также приняла участие детская оперная студия Театра имени Наталии Сац (руководитель и хормейстер — Наталья Ефимова).
Филипп ГЕЛЛЕР
фотографии Елены Лапиной
предоставлены пресс-службой фестиваля
22.10.2025
Анонсы |

-21.11.25-

-24.11.25-

-02.12.25-

-19.02.26-

























