Новости


Подписаться на новости



19.10.2022

Из Сибири с юмором

Северский музыкальный театр во второй раз приехал на всероссийский фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» и во второй раз удивил свежестью и убедительностью своего творчества.

Два года назад сибирский театр дебютировал на фестивале с непростым и весьма обязывающим сочинением – оперой-притчей Карла Орфа «Умница». На VII фестиваль, проводимый Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Министерства культуры РФ и гранта Президентского фонда культурных инициатив, театр привез еще больший раритет – оперетту Жака Оффенбаха «Синьор Фаготто» (либретто Шарля Луи Этьена Нюитте и Этьена Трефё). Северский музтеатр первым в стране обратился в 2017 году к этому сочинению, осуществив его российскую премьеру, - из сотни музыкально-театральных опусов «Моцарта Елисейских полей» есть еще немало таких, которые никогда не шли в нашей стране – российским театрам еще есть что для себя открывать в репертуаре французской комической оперы и оперетты. Эту работу северчане должны были показать в Москве еще в прошлом году, на предыдущем фестивале, но случилось это радостное событие только сейчас.

Москетта – Оксана Волкова, Фабриччо – Алексей Бывальцев,
Клоринда – Лидия Полякова, Бертолуччи –Захар Валиев,
Баколо (в образе Фаготто) – Антон Завьялов

«Северский? Это вообще где?» - спросит иной меломан-театрал. И вопрос едва ли будет свидетельствовать о бескультурье – подобную неосведомленность легко простить и объяснить. Действительно, сибирский театр пока не гремит во всероссийском масштабе, более того, город Северск Томской области – до сих пор закрытое административно-территориальное образование, поскольку еще со сталинских времен он – один из значимых центров атомной и химической промышленности страны, до 1989 года являлся засекреченным, отсутствовавшим даже на общедоступных географических картах. Между тем, театр ведет свою историю аж с 1957 года, с 1993-го он существует в статусе музыкального, что позволяет ему охватывать все жанровое многообразие музыкально-театральных форм. Более того, он остается единственным музыкальным театром всей Томской области – как ни парадоксально, в находящемся совсем рядом областном центре, одном из старейших сибирских городов и признанных культурных центров всей Сибири, среди восьми театров музыкального как не было, так и нет.

Свою работу северчане показали на сцене столичного Центра культуры и искусства «Меридиан» - на сцене в буквальном смысле слова: именно там не только творили артисты, но и была рассажена публика. При этом внушительный зал «Меридиана» пустовал за закрытым занавесом – таким образом была создана необходимая камерная обстановка для спектакля. Небольшая пьеса фарсового характера (длится чуть более часа) исполняется септетом артистов (поющих вообще только шесть) и крошечным камерным оркестром – практически инструментальным ансамблем под управлением Ольги Алёшиной. Поют и разговаривают по-русски – театр специально сделал для российской премьеры перевод (авторства Анастасии Чащинской) и оформление поэтического текста: весьма удачный, передающий легкость настроения, игривость первоисточника.

Баколо – Антон Завьялов, Москетта – Оксана Волкова

В музыке и сюжете ощутима легкая пародия на мир музыки и театра – консерватизм театральных штампов соседствует с псевдоноваторством, а действие крутится вокруг мистификации. В семействе самодура Бертолуччи (Закир Валиев), чудаковатого любителя музыки, ожидают знаменитого гостя – композитора синьора Фаготто, с которым хозяин состоит в переписке. Параллельно есть интрига внутри дома – Бертолуччи собирается выдать замуж свою дочь Клоринду (Лидия Полякова) за престарелого антиквара Карамелло (Рамиль Сафиуллин), упорно не замечая, что та влюблена в своего молодого учителя музыки Фабриччо (Алексей Бывальцев). Последний еще и талантливый композитор – но его дарование остается неубедительным для Бертолуччи. Тогда в дело включается местный Фигаро – хитроумный слуга Бертолуччи проказник Баколо (Антон Завьялов) выдумывает несуществующую знаменитость Фаготто, сам пишет за него письма для хозяина, а в итоге и вовсе, переодевшись, предстает в образе композитора-звезды. В итоге мистификация разоблачена, но все заканчивается полюбовно аж тремя свадьбами – Бертолуччи по сути оказался не так уж и плох: Клоринда получает желанного Фабриччо, Баколо – служанку Москетту (Оксана Волкова), собственно из-за страсти к которой он и пустился в авантюру, стараясь завоевать своенравную красотку, помогая ее хозяйке обрести личное счастье, а семейную жизнь с Карамелло  готова разделить возрастная кухарка Джульетта (Галина Бирбиренкова), давно заглядывающаяся на любителя античных древностей.

Вся эта милая ерунда забавно поставлена Валерием Маркиным и Анастасией Чащинской – минимум реквизита, почти нет декораций (главная доминанта – длинный обеденный стол: художник-постановщик Вероника Рысева), весь акцент – на виртуозном комиковании актеров, которые в условиях камерности и максимальной близости с публикой играют с огоньком, естественно и очень легко, элегантно и пластично (движения поставлены Надеждой Бобриковой). Легкость, живость, простой и позитивный юмор в сочетании с чарующими звуками Оффенбаха дают искомый эффект – час пролетает на одном дыхании, публика получает море удовольствия и заряд оптимизма, что по нынешним временам для нее – совсем не лишнее. Приятные голоса солистов и ладное музицирование, динамичность в игре актеров, общий высокий тонус исполнения (как актерского, так музыкального) оставляет приятное послевкусие – встреча с Северским музтеатром здорово украсила афишу всероссийского фестиваля.

 

Александр МАТУСЕВИЧ
Фото предоставлены
Северским музыкальным театром

19.10.2022



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей