Новости |
06.05.2025
О войне и о любви
В Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоялась мировая премьера оперы Александра Чайковского «Любить на войне»
Военная тематика занимает в этом году особое место в репертуаре отечественных театров – 80-летие Великой Победы необходимо почтить, это наш общий всегдашний долг. Однако не секрет, что подготовленные к той или иной юбилейной дате специальные акции или сочиненные произведения не всегда выходят удачными – их еще с давних времен порой пренебрежительно называют «датскими», то есть специально, но без особого энтузиазма, по заказу, но без души подготовленными к годовщине того или иного события – только для того, чтобы оное отметить, что называется, «для галочки». Наученные не раз горьким опытом и творцы, и публика всегда несколько с опаской относятся к таким новинкам, «подозревая» и опасаясь как раз «датского» подвоха – что будет празднично по форме, но пусто по содержанию.
И всегда особая радость – когда такой «прогноз» не оправдывается, когда встречаешься с настоящим, высоким искусством, когда «датская» тема раскрыта гуманистически, без излишнего треска и ложного пафоса, когда ничто на сцене тебя не коробит, а, напротив, вдохновляет и заставляет сопереживать. Именно такое счастливое открытие случилось недавно в Красноярске. Оперный театр имени Хворостовского, уверенно ведомый уже полтора десятилетия неутомимым директором Светланой Гузий, славен в последние годы систематическим обращением к незаезженному репертуару вообще и к современной опере в частности. Теперь он подготовил к главному юбилею 2025 года ни больше, ни меньше – мировую премьеру. Знаменитый московский композитор Александр Чайковский сочинил по заказу коллектива новый опус – оперу в двух действиях по произведениям классика отечественной литературы и гордости Красноярского края Виктора Астафьева. Это уже второй опыт сотрудничества Театра им. Хворостовского с маститым столичным автором – несколько лет назад Чайковский написал по заказу красноярцев оперу «Ермак», ставшую значительной вехой в развитии оперной труппы и заметным событием на культурной карте России.
«Любить на войне» - тринадцатая опера мэтра: либретто сделано им же по таким произведениям Астафьева, как «Пастух и пастушка», «Звездопад» и «Прости меня». Девять картин нового музыкально-театрального сочинения рассказывают о судьбе двух пар влюбленных, встретившихся на войне. Первой – рядовому Мише и медсестре Лиде – судьба улыбнется, несмотря на все тяготы они дойдут до Победы и будут вместе отстраивать родную страну и собственную семью. Второй – лейтенант Борис и хозяйка дома Люся, у которой квартируются военные, - выпадет лишь миг краткого счастья в затишье военного ада, ибо Борис умирает в госпитале от ран. Есть еще и третья линия, третья пара – Афоня и Матрена, супружеская пара, которых война не свела, а как раз разлучила навсегда, их диалог в опере только заочный – перед смертью Афоне видится жена, он просит у нее прощения за обиды, а убитая горем супруга поет скорбный плач-вокализ. Война показана через судьбы простых людей, через их стремление любить и быть любимыми, через желание жить вопреки страшному времени и нечеловеческим обстоятельствам.
Опера открывается мощным, даже оглушительным аккордом-ударом – он словно взрыв авиабомбы сразу словно отрезвляет публику, заставляет сосредоточиться и расставляет все по местам: война – страшное дело. Речитативно-декламационный стиль господствует в вокале, но особенно яркие, важные кульминации, подобные плачу Матрены, показаны композитором на широкой кантилене, в них дается богатая мелодика, родственная советской лирической песне военных лет. Несмотря на тяготы войны, люди – есть люди, они хотят жить, и жизнь проявляется всюду и по-разному: в опере много кратких жанрово-бытовых сценок-зарисовок, порой, даже смешных, забавных – например, вот раненые втихаря от строгого главврача Агнии (Инна Сподина) покуривают и играют в карты. Или другая сторона жизненной правды – Мать Лиды (Екатерина Кочетова) сбивчиво и словно извиняясь пытается отговорить Мишку от ухаживаний за ее дочерью: ведь идет война, если его убьют, тонко чувствующая Лида не переживет этого, и Мишка, хоть и злится на женщину, признает ее правоту. Гибкий речитатив, богатый разнообразными интонациями, мастерски передает взволнованный стиль этой картины.
Роскошный, фактурный оркестр Чайковского колоритно живописует и нюансы мирной жизни, точнее кратких ее передышек, вклинивающихся в военные будни, и сверхнапряженную, зловещую атмосферу самой войны. Прямых цитат немного, но пройти мимо них невозможно – так мастерски они интегрированы в повествование, в ткань партитуры, так естественны, что просто диву даешься всякий раз – именно здесь, а нигде иначе та или иная цитата абсолютно уместна. Например, самоубийство немецкого генерала, видящего катастрофу вверенной ему армии, Чайковский характеризует через обрывки вагнеровского лейтмотива Зигфрида: и весь романтический пафос этой знаковой мелодии предстает здесь жалким и униженным – вот она, ницшеанская идея сверхчеловека, доведенная до абсурда, и вот ее зримые результаты.
Помимо главных и второстепенных героев военной драмы – в основном простых советских людей, на долю которых выпали неимоверные испытания, есть в опере еще один очень важный персонаж, на первый взгляд фантастический, но на войне – самый что ни на есть реальный: Смерть, поющая царственным меццо-сопрано Дарьи Рябинко. Роскошная блондинка в концертном платье, очевидная аллюзия не то на Марлен Дитрих, не то на Марику Рёкк, постоянно присутствует в опере, то оборачиваясь переводчицей, то санитаркой, но чаще – появляющаяся в своем истинном обличье, ведя диалоги с героями, постоянно присматривая себе новые жертвы, недостатка которых на войне нет.
Спектакль Ирины Лычагиной и ее команды (сценограф – Мария Высотская, художник по костюмам – Карина Автандилова, световики – Андрей Костюченков и Никита Евдокимов, видеохудожник – Виктор Пащенко) – классический в своей основе, в подробностях рисующий военные будни, в то же время полон значимых метафор, что поднимает его на высокий уровень обобщения темы. Четыре скругленные панели в глубине сцены, похожие на железные ворота крепости, оборачиваются больничными палатами госпиталя; перед ними – вогнутая рампа, на которой Смерть танцует свой зловещий макабр. Темные колорит превалирует в сценической оформлении, костюмы героев – непритязательных военных «моды» и цветов. Струящиеся занавесы на миг отделяют реальность от мечты, чтобы потом безжалостно вновь вернуть героев в тяжелые будни великой мясорубки. Видеопроекции то полыхают пожарищем военного ада, то расцветают безмятежностью сирени – символа весны и любви. Картинка лаконична, даже скупа, но очень рельефна, выразительна, и самое главное – очень созвучна строю и образному миру оперы Чайковского.
Высококлассное музыкальное раскрытие нового сочинения – огромное достижение Красноярского театра, являющегося сегодня одним из безусловных лидеров на музыкальной карте России. Выразительный и колоритный, непререкаемо точный оркестр подготовлен музыкальным руководителем постановки Дмитрием Юровским по высшему разряду: спектакль, который ведет его ассистент Михаил Леонтьев, удивляет не только профессионализмом исполнения, но колоссальной силой эмоционального воздействия. Роскошный хор Дмитрия Ходоша уверенно привносит необходимую для всякой русской оперы краску соборности. Певческие работы густонаселенной оперы все как одна ярки и по-настоящему захватывают – от самых маленьких, эпизодических, сугубо игровых, до наделенных серьезной лирикой и героикой главных: Миша – Андрей Колобов, Лида – Анна Авакян, Борис – Денис Гречишкин, Люся – Алена Зафран, Матрена – Алена Бабивская, Афоня – Валентин Колесников.
Александр МАТУСЕВИЧ
фотографии предоставлены пресс-службой
Красноярского театра оперы и балета
имени Дмитрия Хворостовского
06.05.2025
Анонсы |
-16.05.25-
-16.05.25-
-19.05.25-
-20.05.25-
-22.05.25-
-25.05.25-
-31.05.25-
-07.06.25-
-14.06.25-
-26.06.25-