• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



05.05.2023

Музыкальный Клондайк на фестивале «Сыктывкарса Тулыс»: Опера

«Музыкальный Клондайк» - постоянный партнёр фестиваля. В этом году главный редактор нашего издания Надежда Кузякова побывала на спектаклях, которые были поставлены в нынешнем сезоне и представили жанры оперы («Дон Жуан» Моцарта), оперетты («Месть Летучей мыши» И.Штрауса) и балета («Русалочка» финского композитора Туомаса Кантелинена).

Дон Жуан-1 – Никита Одалин, Лепорелло – Алексей Петров

Постановка моцартовского «Дон Жуана» в Сыктывкаре вызвала довольно-таки серьезные споры, причём позиции спорящих протирались от полного неприятия до полного восторга. Действие оперы было не просто перенесено в современные реалии, оно происходило в двух пластах - реальном и виртуальном. Впрочем, именно так и живут сегодня многие люди. У спектакля очень интересная предыстория, она подробно изложена в театральном блоге. Процитируем: «Современную оригинальную интерпретацию знаменитого шедевра Моцарта предложила режиссёр Ольга Полякова, участвовавшая со своей необычной задумкой в конкурсе оперных проектов во Франции. До премьеры спектакль несколько лет «жил» в виртуальном пространстве. У Дон Жуана существовали личные страницы в соцсетях. Там он активно общался с девушками, проводил пикап-тренинги, выкладывал фотографии и посты о своих похождениях, путешествовал и отмечал геолокации. «Практический консультант по построению лёгких отношений, единственный в своём роде пикап-тренер, блогер, путешественник и художник по жизни» – вот его описание в соцсетях. И именно таким виртуальным соблазнителем Дон Жуан предстал на сцене театра».

Церлина – Яна Пикулева, Дон Жуан-2 – Андрей Ковалев

В силу изменившейся международной ситуации участие заявленной ранее постановочной группы оказалось невозможным, и по идеям Ольги Поляковой спектакль реализовал как режиссёр Николай Глебов (честь ему и хвала!) в союзе прежде всего с художником видеоконтента Михаилом Смолко. Дирижер-постановщик Роман Денисов, художник  спектакля Дарья Бочкарёва, хормейстеры Ольга Рочева и Алла Швецова, художник по свету Нелли Сватова. Убежденным противникам предложенного постановочного решения уместно напомнить, что история севильского обольстителя Дон Жуана принадлежит к числу вечных сюжетов, так же, как, например, история венецианского мавра Отелло. А вечный сюжет потому и вечный, что легко может трансформироваться и адаптироваться под любую временную реальность. И время создания оперы (так же, как и время возникновения самой истории дон Жуана, он же Гуан, Хуан, Джиованни, etc) по большому счету может смело в расчёт не приниматься. В конце концов, такое мужское «хобби», как пикап (техника знакомства с целью соблазнения женщины), возникшее в 90-е годы прошлого века и получившее достаточно широкое распространение уже в 2000-е,  есть не что иное, как именно привет от дон Жуана нашему времени (или наоборот).

Донна Эльвира – Галина Петрова

Дон Жуан в спектакле оперного театра Коми - именно что пикапер, только весьма своеобразный, ведь техники соблазнения от отрабатывает в интернет-пространстве, в онлайне, мессенджерах и соцсетях. Для осуществления же их в реале он прибегает к помощи, как бы это помягче сказать, сотрудника модельного (или эскорт?) агентства, невероятного длинноволосого красавца, который, кажется, сошёл с картин как раз того времени, когда в Европе зарождался миф о Дон Жуане. И вокальную партию заглавного персонажа знаменитой оперы «поделили» на двух ведущих баритонов труппы. Никита Одалин рулит пикап процессами в Интернете из своей маленькой квартирки, а неотразимый и импозантный Андрей Ковалёв воплощает их в реале в строгом соответствии с указаниями своего работодателя.

Когда рассказываешь об этом, звучит странновато, но в динамичном и энергичном спектакле воспринимается вполне убедительно. Так же как убедительно и узнаваемо для современного человека поведение всех персонажей - все, что происходит, надо немедленно снимать на телефон и выкладывать в интернет в режиме реального времени,  будь то свадьба Церлины  и Мазетто (отличные актёрские работы Яны Пикулевой и Игоря Земского), или смерть Командора, отца Донны Анны (Максим Палий прозвучал в этой партии поистине инфернально). И разумеется, настигающее бессовестного обольстителя возмездие в виде явления статуи Командора, здесь решено тоже в соответствии с заявленными правилами игры. Он является в формате мощного компьютерного вируса, пожирающего все в гаджетах Дон Жуана - переписку, файлы, фото, видео, контакты. Дон Жуан исчез из этого пространства, а значит, он исчез вообще, ведь его настоящая жизнь проходила не в небольшой комнатке, откуда он управлял процессами пикапа, а на просторах Интернета.

Церлина – Яна Пикулева, Мазетто – Игорь Земской

Можно предположить, что современная фантасмагория, в которой практически было невозможно отделить реальное от виртуального, не воспринималась  бы столь органично, если бы не достойное музыкальное воплощение моцартовского шедевра. Оркестр звучал просто завораживающе, передавая весь блеск этой гениальной музыки, при этом дирижер бережно « вёл» солистов, и они «ответили» не просто богатством и красотой звучания голосов, что в этой опере так важно, а осмысленностью и выразительностью интонаций, дающими полное представление о характерах. Циничный, но неожиданно импозантный и уверенный в себе  Лепорелло (Алексей Петров) - почему-то подумалось, что он может и продолжить «дело» своего хозяина,  только ему не понадобятся дублёры из модельных агентств. Донна Эльвира (Галина Петрова), вдруг оказавшаяся такой близкой и понятной в своей грусти и обиде брошенной женщины. Прелестная, женственная  и опять-таки неожиданно слегка легкомысленная Донна Анна (Елена Лодыгина). Настойчивый и преданный Дон Оттавио (Борис Калашников). И, главное, все они абсолютно живые, как будто вышли на эту сцену просто из зрительного зала и зашли с улицы. Помогла ли артистам в этом предложенная подчёркнутая современность происходящего, или детальные проработки своих партий и персонажей с режиссёром и дирижёром? Наверное, и то, и другое.

Донна Анна – Елена Лодыгина, дон Оттавио – Борис Калашников

Считаю, что эта постановка – несомненная  удача театра, способная привлечь новую аудиторию. Надеюсь, что и та часть «старой» аудитории, которую составляют приверженцы сугубо «традиционных» постановок, все же со временем этот спектакль примет. В конце концов, «Дон Жуан» считается загадочной оперой, почему бы не попробовать разгадать его загадку при помощи компьютерных технологий и виртуального пространства? И – напомним, если верить Александру нашему Сергеичу, автору «Моцарта и Сальери», или Питеру Шефферу, автору пьесы «Амадей» и сценария одноимённого фильма Милоша Формана, Моцарт был тот ещё фантазёр и проказник. Думаю, сыктывкарская версия воплощения «вечного» сюжета ему бы понравилась.

Сцена из спектакля

P.S. Небольшое пожелание: я думаю, было бы правильно в программке спектакля, перед изложением канонического либретто оперы, все же парой фраз ввести публику в суть предстоящего действа, объяснить правила той игры, в которую будут вовлечены зрители.  

Продолжение >>> Балет
Первая часть: >>> Оперетта 

Надежда КУЗЯКОВА
Фото предоставлены пресс-службой
Государственного театра оперы и балета Республики Коми.

05.05.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей