Новости |
Юлия Петрачук: «Моя цель – создать справедливое пространство для всех талантливых музыкантов»
С февраля по июль этого года в России проходил уникальный фестиваль – I международный фестиваль камерной оперы женщин-композиторов «Приглушённые голоса»: семь фестивальных вечеров прошли в Москве, Ярославле, Туле и Петербурге. Дом музыки, «Зарядье» и «Геликон-опера» в столице, Театр Бориса Эйфамана и Эрмитажный театр в Городе на Неве, лучшие залы региональных российских центров были задействованы организаторами для представления российской публике абсолютно новых для нее произведений – десяти опер российских и американских композиторов-женщин. С продюсером этого необычного фестиваля оперной певицей и президентом некоммерческой арт-организации «Лирика Классик» Юлией Петрачук беседует музыкальный критик Александр Матусевич специально для «Музыкального Клондайка».
– Юлия, завершился фестиваль, длившийся полгода. Что удалось сделать на нем, и что хотелось бы реализовать иначе, чем вышло в итоге?
– Фестивальные спектакли прошли в период с февраля по июль 2024-го, но подготовка, как Вы конечно же понимаете, началась гораздо раньше. Ещё год назад, когда идея была только в зачатке, мне казалось, что это всё невозможно, а сейчас мне не верится, что уже всё закончилось и что мы сделали так много!
Изначально, учитывая все сложности театральных постановок в целом, не говоря о том, что у нас нет театра и постоянной команды, а большинство выбранных опер относились не только к современным, но и являлись премьерами как в России, так и в ряде случаев и в мире, я была нацелена на полу-концертные продукции. Но позже я и главный режиссёр фестиваля Елизавета Корнеева решили, что мы должны постараться сделать полные постановки, пусть даже в стиле минимализма, что позволит фестивалю и его композиторам выйти на международный уровень.
Для меня это был первый опыт продюсирования оперных спектаклей, и, будучи оперной певицей, работавшей с различными фестивалями, я понимала весь спектр ответственности антрепризных постановок. Как и во многих стартапах с небольшим бюджетом порой один человек (обычно лидер), движимый миссией, выполняет должности двадцати человек и должен разбираться во всех областях своего бизнеса для того, чтобы качественно руководить процессом или выполнить работу самому, если того требует проект. Я работаю в таком режиме ещё с пандемии, когда артистическому миру особенно было трудно, поэтому я была готова к этому марафону, но в итоге работы было раз в десять больше, чем я могла представить.
Удалось сделать, конечно, очень много, десять абсолютно новых опер вне театральной инфраструктуры, созданных за семь месяцев – это геройство всех причастных. Конечно, есть вещи, которые я сделала бы иначе, но они больше касаются административных вопросов, которые будут учтены в следующий раз.
– Как у вас возникла столь оригинальная идея фестиваля – для России очень необычная?
– Как Вы уже заметили, идея фестиваля состоит не только в поддержке композиторов-женщин, но сосредоточена на современной академической музыке, либо мало музыке известной. Миссия моей организации «Lyrica Classic» всегда была направлена на поддержку современных композиторов посредством вынесения их произведений на международные площадки и исполнения артистами высокого калибра. Это невероятно важно быть услышанным в качественном исполнении, а дальше публика сама решит, если эти произведения заслуживают внимания, мы же даём публике и композиторам этот шанс. Ведь когда-то классики также были современными и также искали признания публики и порой безуспешно. И мы знаем много примеров из истории, на сколько была важна поддержка даже самым талантливым, будь то отец Моцарта для Вольфганга Амадея или Фон-Мекк в жизни Чайковского. Именно благодаря поддержке материальной и моральной этим композиторам была дана возможность сосредоточиться на их творчестве и подарить миру богатое наследие, которым мы сегодня наслаждаемся.
В моих предыдущих проектах, не планируя того, композиторами были только мужчины, и я очень редко сталкивалась с «женским» сочинительством как продюсер или певица. Мне стало интересным узнать что-то новое, ведь мы все знаем, что долгое время у женщин просто не было возможности получать образование или работать в так называемых «мужских» профессиях. Мне хотелось понять, является ли малочисленность женского сочинительства в истории музыки следствием дискриминации или действительно мужчины более талантливы? Я даже говорила на эту тему с моими композиторами-мужчинами, у которых, как оказалось, многие учителя были женщинами, и они ободрили меня в идее поддержки именно женского таланта. Композитор Эммануэль Дюбуа, например, вплотную занимался материалами о сестре Моцарта для своей новой оперы, и есть много свидетельств, что она не просто не уступала юному гению, а превосходила его как в исполнительстве, так и в сочинительстве, но тогдашние традиции диктовали свои правила, и достигнув возраста невесты, отец полностью лишил её возможности продолжать творческую профессию. То же самое случилось уже 150 лет спустя и с Эми Бич (чью оперу мы включили в первый сезон фестиваля), которая достигла невероятных успехов как композитор и исполнитель, даже будучи женщиной (уже одно это может говорить о высоте таланта), но выйдя замуж её карьера остановилась по требованию мужа. Не могу не привести высказывание композитора Мило: «Конечно, в обществе были женщины-композиторы, но только знатные могли показать свои работы. Женщины играли впустую. Если они зарабатывали с помощью музыки, их считали чуть ли не проститутками». Соответственно, было бы просто неуместно рассуждать сегодня, почему нет Баха или Бетховена в юбке, мы не можем сейчас с уверенностью сказать, что было бы, если бы женщины были приняты обществом наравне с мужчинами.
Таким образом, я решила, что, по крайней мере, нужно создать платформу для популяризации произведений композиторов-женщин, как прошлого, так и настоящего, о которых не знают. Поэтому идея фестиваля «Приглушённые голоса» не так уж оригинальна, фестиваль даёт платформу тем, кто в ней нуждается, она просто более специализирована, это всё равно, как есть фестивали только музыки барокко или только отечественных композиторов.
– Вы уже много лет живете и работает в США и вообще на Западе. Повлияла ли гендерная повестка, столь актуальная сегодня там, на формат вашего фестиваля? Другими словами, тамошнее увлечение равноправием полов подсказало вам идею форума или вы пришли к ней независимо от идущих процессов в западном социуме?
– Безусловно, современная гендерная повестка помогла мне обратить внимание на проблему. Но вопрос остаётся актуальным вне зависимости от страны или континента. То, что женщины не имели возможности развиваться наравне с мужчинами, а в некоторых сферах до сих пор присутствует дискриминация на гендерной основе, не является только европейской или американской проблемой, это безусловно касается всего человечества. Например, как в России, так и в Европе до сих пор оперным певицам с большим опытом в театрах платят меньше, чем мужчинам без опыта, и это факт.
Я всегда верила в необходимость помощи тем талантливым артистам, у которых просто нет возможности вынести свои творения на радость слушателя. Композиторам вообще очень тяжело пробиться сегодня, а у женщин таких возможностей ещё меньше, чем у мужчин в силу очень многих обстоятельств. Поэтому вдохновение пришло от желания создать справедливое пространство для всех талантливых музыкантов.
– Трудно ли вашу идею было продвигать в России – насколько она встретила интерес и понимание как у музыкантов, театральных и концертных площадок так и у публики?
– Продвижение фестиваля в России оказалось непростой задачей, но результат превзошёл ожидания. Благодаря поддержке и исполнителей, и публики только и был возможен успех фестиваля. Мы встретили огромное количество отзывчивых и заинтересованных людей, как среди музыкантов, так и среди зрителей. Многие театральные и концертные площадки также поддержали нашу инициативу, что помогло сделать фестиваль успешным. На каждом из наших спектаклей был аншлаг, а также зрители имели возможность посмотреть фестивальные постановки в прямом эфире, просмотры которых составили многие тысячи, поэтому результат говорит сам за себя.
– Почему вы выбрали Россию в качестве страны реализации фестивальной инициативы? Наверно легче было бы это сделать в США или в Европе, где такая повестка встретила бы больше понимания?
– Я выбрала Россию, потому что здесь мои корни и мои первые шаги в музыке. Мне хотелось сделать что-то значительное для родной страны, показать, что Россия готова принимать и поддерживать новые идеи. Плюс проект сам по себе был очень сложный и нуждался в привлечении многих талантливых людей. В России у меня много связей в артистической среде, поэтому стартап и реализация подобного проекта было гораздо проще реализовать здесь.
– Оперное творчество женщин не столь велико, как композиторов-мужчин, тем не менее, женщинами за 400 лет написана не одна опера. Как вы отбирали сочинения в программу фестиваля?
– Критерии выбора ничем не отличались от предыдущих моих проектов, прежде всего я ориентировалась на качество музыки, её значимость и актуальность. Мне также хотелось представить широкий спектр жанров и стилей, чтобы показать многообразие и таланты не только композиторов, но и исполнителей – прозвучали оперы от комедии до хоррора и даже джаза, от мини-моноопер до более крупных форм с хором и хореографией. Длина произведений также имела значение: в одном вечере мы хотели объединить минимум две оперы композиторов из разных стран, плюс мы фокусировались на камерном жанре, а такие оперы театры просто не ставят из-за нерентабельности, так что фестиваль «Приглушённые голоса» действительно стал уникальной площадкой для оперы подобного формата, также камерность позволила нам представить спектакли в четырёх городах России благодаря своей мобильности. И еще один момент, давший существенный акцент: по предложению композитора Алины Небыковой первый фестиваль мы посвятили памяти ее учителя московского композитора Татьяны Алексеевны Чудовой, поэтому четыре из десяти опер априори были ее авторства.
– Есть ли на ваш взгляд сущностная гендерная разница в качестве оперной музыки как таковой – какие-то очевидные отличия между музыкой, которая была написана женщиной, и музыкой, которая была написана мужчиной?
– Я этого не вижу, но я только-только начала открывать для себя музыку композиторов-женщин, и я нашла просто невероятные произведения и была ими впечатлена наравне с классическим репертуаром, а может быть и сильнее, и впечатлена совсем не потому, что это написали женщины, а качеством, инновационным подходом и тонкой передачей слова через музыку. И благодаря сегодняшнему, пусть и относительному, равенству в образовании и профессиях, думаю, что все самые гениальные произведения женщин мы ещё услышим в будущем.
– Вы лирико-драматическое сопрано: влияло ли наличие партий для вашего голоса на выбор произведений в фестивальную афишу? Другими словами, хотели ли вы сами обязательно петь в каждой фестивальной продукции или вам достаточно было продюсерской деятельности – быть хозяйкой всего предприятия?
– Хотя я и люблю петь, моей основной целью было продюсирование и создание платформы для других талантливых артистов, а также представление неизвестной музыки в лучшем свете и качестве, поэтому моё участие как певицы всегда зависит от потребностей проекта, хотя совмещать организацию и быть артистом задача не из лёгких! К сожалению, оперная индустрия движется не в ногу со временем, и певцам становится всё труднее и труднее заявлять о себе. Несмотря на это, найти певцов с хорошей техникой, способных погрузиться в неизвестный репертуар ради одной постановки очень трудно, а ведь подобные произведения — это просто невероятная возможность для молодых исполнителей заявить о себе на международном уровне и стать одним из первых в исполнении новых партий без сравнения с метрами оперного исполнительства. Но миссия фестиваля была прежде всего в помощи композиторам, поэтому, чтобы привлечь внимание к этой неизвестной музыке в основном мы выбирали певцов с именем и с репутацией ответственного артиста, который способен изучить порой сложнейший материал за короткий срок всего для одного-двух исполнений. Конечно, были казусы и замены, но абсолютно каждый каст был стопроцентным попаданием. Несмотря на отговоры моих коллег, видя потенциал певца, я порой рисковала и приглашала начинающих карьеру артистов и всегда попадала в точку, чему я очень рада, ведь они стартовали на одной сцене с солистами ведущих театров мира, что, несомненно, поможет им в их дальнейшей карьере!
– Чувствуете ли вы себя призванной к миссии – пропагандировать современную оперу, знакомить публику с образцами современной академической музыки? Если да, то почему? Ведь обычно оперные сопрано любят, прежде всего, музыку Верди, Пуччини и Чайковского…
– Да, я чувствую себя призванной к этой миссии. Ведь я не просто открываю неизвестную академическую музыку зрителю, я являюсь профессиональным музыкантом и могу отобрать достойные произведения, которые с наибольшей вероятностью приобретут если не популярность, то признание публики, пусть даже не сегодня.
Как певице, мне нравится быть новооткрывателем, и, если честно, я не люблю на 100% следовать традициям, я люблю их создавать. Поэтому мне конечно же приятно петь классиков, но я против «моцартовской полиции» (как говорит мой итальянский коуч Джованни Реджолли), я хочу исполнять музыку со своим взглядом на неё, раз у композитора мы уже не можем спросить, как надо, поэтому я предпочитаю петь современную или неизвестную музыку, меня никто не будет ни с кем сравнивать, и я свободна от стереотипов. Да и композиторы очень редко в подготовке к премьерам их произведений заставляют чётко следовать их партитурам: ведь композитор мог слышать свою музыку только в голове, а исполнитель дописывает этот образ, и он может поменяться кардинально, ведь мы все такие разные и многогранные, и благодаря этому каждое произведение может иметь множество интерпретаций. Но это не значит, что современную музыку можно исполнить халтурно. И когда мне певцы говорят, что если они что-то сделают не так, то всё равно никто не поймёт, то я им напоминаю, что они создают традиции, которые когда-то создавали первые исполнители Верди и Пуччини и на примере которых мы исполняем сегодня классический репертуар и понимаем чего хотели композиторы. Так что на нас лежит огромная ответственность!
Мы все любим новые книги, новые фильмы, новую одежду и ждём от любимого исполнителя новых альбомов, но почему-то в оперном мире мы сильно консервативны. Мы все говорим, что опера умирает, но ничего не делаем для её спасения. А ведь современный формат – это путь к сохранению этого жанра! На наших спектаклях была не только молодёжь, но даже дети. Им было безумно интересно. Таких восторженных отзывов я никогда не слышала! После просмотра наших спектаклей они теперь хотят попасть в театры на репертуарные постановки.
Современная и камерная опера, несомненно, нуждаются в поддержке и продвижении. Эти произведения открывают новые горизонты и позволяют взглянуть на мир и искусство под новым углом. Мне хочется, чтобы больше людей могли открыть для себя эту музыку и ощутить её глубину и красоту.
– Планируете ли вы продолжать делать гендерный фестиваль в дальнейшем? Если да, это будет вновь современная женская опера, или вы вспомните о женщинах-композиторах прошлого – может быть о Франческе Каччини, Полине Виардо или Валентине Серовой?
– Что касается фестиваля «Приглушённые голоса», то, конечно же, мы его продолжим. В следующем сезоне я планирую повторить некоторые оперы россиянок в Штатах или Европе, особенно оперы «Русские женщины» и «Фон-Мекк – Чайковский», я уверенна, что публика примет эту музыку на ура. И я обязательно рассмотрю работы названных вами композиторов, хотя их имена более известны, чем наши современницы, но их также очень редко исполняют.
Репертуар же других проектов зависит от многих факторов, например в начале следующего сезона мы планируем отметить столетие «Голубой рапсодии» Гершвина в комбинации с произведением посвящённому музыке Гершвина «Гершвин Геральд» Джозефа Харта для фортепьяно с оркестром, а в следующем году я хочу познакомить российского зрителя с оперой, получившей премию «Гремми» в номинации «Лучшая опера 2019» о самом известном бизнесмене и инноваторе современности – «(Р)еволюция Стива Джобса» композитора Мейсона Бейтса. Но не буду раскрывать все сюрпризы следующего сезона сразу.
Беседовал Александр МАТУСЕВИЧ
Фотографии из личного архива Юлии Петрачук
В материале использованы фотографии:
Владимира Иванова,
Дмитрия Дзюбина,
Андрея Воробьева
31.07.2024
Анонсы |
-18.01.25-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-