Новости |
22.03.2025
Весенний подарок от «Геликона»
В самом начале весны театр «Геликон-опера» представил прелестную музыкальную шутку Жака Оффенбаха «Ключ на мостовой или муж за дверью» в пространстве Белоколонного зала княгини Шаховской. Режиссер – Ольга Мелкумова, дирижер – Артем Давыдов, художник – Ростислав Протасов, художник по свету – Денис Енюков, хореограф – Ксения Лисанская.
Камерное пространство зала, в котором нет рампы и оркестровой ямы, максимально приблизило зрителей к месту действия и его участникам. Место – номер для новобрачных в гостинице, а участники – сами новобрачные, месье Мартен (Михаил Никаноров) и его супруга Сюзанна (Ольга Давыдова), а также подруга Сюзанны Розита (Александра Соколова) и Флорестан, вроде как композитор, но важнее, что он ловелас, правда, не всегда удачливый (Давид Посулихин). Собственно, и вся история закрутилась вокруг того, что Флорестан, спасаясь по парижским крышам от некого ревнивца, заставшего его со своей женой, через дымоход попадает в тот самый гостиничный номер. Разумеется, после этого следует целая череда всяких недоразумений и комичных ситуаций.
Все это есть у либреттистов Оффенбаха – Леона Морана и Альфреда Делакура. Создатели спектакля, не исказив основного сюжета, украсили его новыми и достаточно неожиданными сюжетными ходами (драматург Ирина Горбенко) – в финале выясняется, что композитор Флорестан ворует партитуры оперетт прямо у самого Оффенбаха, но про только что разыгравшуюся историю все же напишет сам. А гостиница, в которой все и случилось, оказывается, имела недобрую славу – все пары, которые проводили в ней свою брачную ночь, затем расставались. Об это поведали персонажи, которых не было у автора – призраки бывших хозяев гостиницы, супружеской пары (Ольга Спицына и Антон Куренков). Их загадочная пластика говорила о том, что это существа явно потусторонние, но очень живо реагирующие на все происходящее и искренне обрадовавшиеся прерыванию неприятной традиции – ведь в финале все персонажи счастливы!
Органичные дополнения к сюжету послужили его большей динамичности и добавили комизма. Был предложен и новый перевод текста (переводчик Варвара Гусева), язык которого более приближен к современности, и тоже органичен и естественен.
Отлично организованное при минимуме реквизита пространство дало хорошие возможности для забавных мизансцен. Чего стоит только ванна, в которую периодически проваливались персонажи или множество коробок с подарками новобрачным, при открытии которых появляются разные предметы, потом активно используемые в действии. И нельзя не сказать об очень красивых костюмах, в яркой «опереточной» и по сути вневременной театральности которых так причудливо смешались все же какие-то приметы эпохи автора с современными мотивами.
Особый эффект вызвала «невидимость» оркестра, расположенного за основной конструкцией и прикрытого занавесом. Искрящиеся мелодии возникали словно ниоткуда, и казалось, что их порождает сама атмосфера этого легкого и воздушного спектакля. Тем неожиданнее оказалось в финале появление дирижера, который потребовал от Флорестана вернуть партитуры Оффенбаха (как можно понять, они - из нотной библиотеки театраJ).
Солисты отлично справились с вокальными «кружевами» и головокружительными темпами, предложенными «Моцартом Елисейских полей» (ни один разговор об Оффенбахе традиционно не обходится от этого его негласного почетного титула) и дирижером. И, конечно, нельзя особо не отметить Михаила Никанорова, который в «драматичной» арии мужа, посчитавшего себя обманутым, продемонстрировал свой замечательный баритон во всей красе и при этом сумел придать исполнению едва уловимый оттенок иронии, словно представляя пародию на страстное оперное исполнение.
Режиссеру Ольге Мелкумовой удалось сделать постановку, все в которой подчинено фейерверку захватывающих мелодий, а действие не останавливается ни на минуту. Множество гэгов (так по-геликоновски) делают спектакль по-настоящему смешным, при этом режиссеру не изменяет вкус и чувство юмора.
Хорошее настроение после этого спектакля остается надолго. Спасибо «Геликону» за весенний подарок! Пусть у этого спектакля будет долгая жизнь. Ведь среди призваний театра есть и такое: «Смех и радость мы приносим людям!»
Надежда КУЗЯКОВА
Фото Антона Дубровского предоставлены
пресс-службой Московского музыкального театра
«Геликон-опера»
1. Розита – Александра Соколова, Флорестан – Давид Посулихин,
Сюзанна – Ольга Давыдова
2. Месье Мартен – Михаил Никаноров
3. Призраки – Ольга Спицына и Антон Куренков
22.03.2025
Анонсы |
-23.04.25-
-26.04.25-
-29.04.25-
-19.05.25-
-07.06.25-
-14.06.25-