• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



18.07.2023

Кого волнует Гершвин

Сыграть Гершвина на двух органах придумали титулярные органисты двух главных московских соборов - Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко. Год назад в их исполнении на фестивале «Органные вечера в Кусково» впервые прозвучала опера «Порги и Бесс» в переложении для двух органов и сопрано.

Дмитрий Максименко, Ирина Суханова, Анна Ветлугина

К 100-летию композитора фонд «Искусство добра» предложил одноименному дуэту (на итальянском – «Арт бене») подготовиться серьезно. Серьезность заключалась в  том, чтобы, во-первых, исполнить Гершвина в кафедральном соборе на Малой Грузинской и, во-вторых, пригласить певицу, которая убедительно исполнит очень разные по характеру сочинения, не нарушив музыкального стиля и атмосферы: плач Сирины «My man's gone now», знаменитую колыбельную «Summertime», почти опереточный «I've got rhythm», а в финале заставит  зал хлопать в ладоши («Clap yo hands»). 

Гершвин и орган? Джаз в  соборе? Идея казалась рискованной для тех, кто не знал, что  за 10 лет существования дуэт «Артбене» подготовил 25 программ, заявив о себе как коллектив, который успешно соединяет «несовместимое». Начать хотя бы с того, что Анна Ветлугина не только титулярная органистка кафедрального собора, но и композитор, автор обязательных сочинений для исполнения на Страстной неделе, а также рок-опер, песен и баллад, а ее партнер Дмитрий Максименко не только титулярный органист Англиканской церкви, но и действующий хирург одной из московских больниц. 

Дмитрий Максименко

Музыканты  встали на путь эксперимента десять лет назад, в тот момент, когда представили шотландский фольклор и киномузыку в органном звучании, и с тех пор наряду с мессами регулярно исполняют на органе и рок-хиты, и классику Грига. А вот теперь и Гершвина.

Не задаваясь вопросом, садился ли когда-нибудь за орган сам Джордж Гершвин, Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко играют его музыку живьем - именно так, как делали американские органисты, озвучивавшие первые немые фильмы: используя ноты для фортепиано и на ходу перекладывая популярные мелодии. Театральный орган возник в Америке, и, довольно быстро освоив инструмент, музыканты начали расширять репертуар таким образом. По этому пути последовала и Анна Ветлугина, осваивавшая технику джазовой импровизации в Московской консерватории у Даниила Крамера, а позднее закрепившая ее на практике. 

Анна Ветлугина

«За 10 лет мы с Дмитрием научились  играть с листа на органе любые произведения для фортепиано - и джаз, и рок, потому что хорошо знаем специфику этого инструмента, - рассказывает Анна Ветлугина. - У этих двух инструментов принципиально разная манера звукоизвлечения: на органе звук зависит не от силы прикосновения, а от количества задействованных регистров. Ритм на фортепиано, конечно, острее, но сольные партии приобретают больше тембров. Орган и Гершвин - это сочетание кажется неорганичным в нашем понимании, но по сути именно это и есть американская традиция».

В программу «Два органа и голос. Гершвин» вошла симфоническая сюита из оперы «Порги и Бесс», не менее знаменитая «Рапсодия в стиле блюз» и вокальные номера, исполнить которые была приглашена солистка Москонцерта, ведущая актриса музыкального театра «На Басманной» Ирина Суханова.

«Мы пригласили Ирину, потому что у нее необыкновенный тембр - бархатистый, теплый, с красивыми обертонами в грудном регистре. Это очень важно для исполнения Гершвина.  Мы познакомились на репетициях, и оказалось, что душевная теплота - это вообще ее харизма, с Ириной очень приятно работать», - поделилась впечатлениями Анна Ветлугина.

почетный деятель искусств г. Москвы Ирина Суханова

Концерты в храме совсем не похожи на обыкновенные.  Полумрак, пространство залитое цветом и только на экранах - выхваченные светом фигуры музыкантов на балконе. Кажется, что голос звучит в каждом уголке храма, струясь с высоких сводов. Торжественная обстановка настраивает на сосредоточенность, но лавина звуков сосредоточиться не дает и уносит вместе с потоком знакомых мелодий, расцвеченных множеством тембров.

«Острый ритм» в финале звучит на русском языке как оммаж композитору и сидящим в зале: «Счастья ль можно большего ждать?!»  -  заразительно улыбаясь, спрашивает Ирина Суханова, и зал отвечает шквалом аплодисментов. Вспыхивает свет. Несколько минут все ждут, когда музыканты спустятся.

Не знаю, что испытывают артисты, когда идут через весь зал по красной дорожке к сцене под сводами этого огромного храма и видят сияющие лица зрителей. У меня нет сомнений, что  в этот июльский вечер в Москве Гершвин взволновал не меньше, чем сто с лишним лет назад.

Светлана ПОТЕМКИНА
Фото Сергея Боголепова
предоставлены фондом
«Искусство добра».

18.07.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей